В процессе профилактики алкогольной зависимости у старших подростков используются следующие технологии:
1. Социальные и педагогические:
- воздействие средств массовой информации;
- специальное (например, антиалкогольное) обучение;
- использование альтернативных программ детско-подростковой активности;
- создание социально – поддерживающих систем (социальных служб, клубов и т.д.);
- проведение различных (например, антиалкогольных и антинаркотических) акций;
- организация деятельности социальных работников и волонтеров.
2. Психологические:
- развитие личностных ресурсов;
- развитие адаптивных стратегий поведения;
- формирование функциональной семьи;
- осознание личностных, духовных и нравственных ценностей;
- формирование защитных личностных и средовых ресурсов;
- развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер;
- развитие устойчивости к стрессам и т.д.
Сущность профилактики зависимого поведения подростков в образовательных учреждениях состоит в создании психолого – педагогических условий, обеспечивающих их полноценное развитие на данном возрастном этапе.
Самым действенным способом предупреждения зависимости является оказание помощи в формировании волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, представляющих собой систему личного противостояния зависимости. Профилактика зависимого поведения в образовательных учреждениях должна осуществляться в форме последовательных долговременных программ, а педагогические работники должны владеть широким спектром технологий превентивной работы.
В качестве методов психолого – педагогической профилактики выделяют следующие: предоставление информации, подбор литературы, беседа, обсуждение, групповая дискуссия, подготовка конференции, показ тематического фильма с последующим обсуждением, написание сочинений, эссе, социальная реклама, коллективно – творческие дела, использование потенциалов школьных предметов для формирования антиаддиктивных установок («скрытая профилактика»), тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики и т.д.
Выбор форм и методов профилактической работы должен осуществляться с учетом возраста учащихся. У подростков целесообразно применение групповых методов работы (групповая дискуссия, мозговой штурм, тренинг, ролевые и деловые игры моделирование эффективного социального поведения и др.) в связи с тем, что их ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Кроме того, стремление подростков к подражанию сверстникам делает эффективным способ призыва быть модным: при этом до сведения подростков необходимо довести, что сегодня модно быть здоровым, красивым, умным и успешным, что никак не согласуется с зависимостью.
Работа со старшеклассниками предполагает использование широкого спектра различных методов с опорой на рефлексивные: написание сочинений, эссе, групповая и межгрупповая дискуссия, обсуждение и т.д. Действенным в работе со старшеклассниками является связь профилактической работы с ведущей для них учебно – профессиональной деятельностью.
Для эффективной профилактической работы должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся и собственной профессиональной компетентности.
Таким образом, стоит подчеркнуть, что проблема алкогольной зависимости у старших подростков актуальна в современном обществе, а профилактика наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие аддиктивное поведение, на ранних этапах проявления проблемы.
Выявление старших подростков, склонных к употреблению алкогольных напитков
В результате теоретического анализа научной литературы мы пришли к выводу, что методически грамотное обучение навыкам адаптивного поведения, является эффективным направлением психолого – педагогической профилактики алкогольной зависимости у старших подростков.
Цель нашего эксперимента состояла в том, чтобы выявить индивидуально – психологические особенности старших подростков злоупотребляющих спиртными напитками.
Данная цель реализовывалась в процессе решения следующих задач:
- проанализировать теоретические положения, лежащие в основе работы;
- изучить индивидуально – психологические особенности подростков, не злоупотребляющих спиртными напитками и подростков склонных к ранней алкоголизации;
- исходя из особенностей психологического склада личности подростков с разными формами алкоголизма, разработать принципы профилактической работы с подростками, склонными к ранней алкоголизации.
Эксперимент реализовывался два этапа.
На первом этапе:
- производился отбор методических приемов для организации исследования;
- проводилось исследование личностных качеств подростков.
На втором этапе осуществлялся мониторинг, определялась и анализировалась динамика показателей исследуемых групп.
Новое в образовании:
Закаливающие процедуры
Первое условие эффективного закаливания - правильное использование одежды. На улице и дома она должна быть легкой, удобной, хорошо предохранять как от охлаждения, та и от перегревания, создавать у малыша хорошее настроение, соответствовать времени года. Предпочтительна одежда из натуральных гидроск ...
Эволюция как основное теоретическое обобщение в биологии
Идея историчности развития, идея эволюции принадлежит к числу немногих фундаментальных идей не только естествознания, но и всех наук. Но именно в биологии эволюционная идея, доказанная Ч. Дарвином, стала краеугольной, отсюда пошло распространение ее в другие дисциплины, вплоть до языкознания, здесь ...
Особенности воспитания в семье
Особенные, специальные условия жизни требуются ребёнку с нарушением опорно-двигательного аппарата уже с рождения. Первыми, кто должен их обеспечить – это его родители. Отношение к ребёнку в семье, его воспитание имеют важнейшее значение для его последующего развития. К сожалению, в некоторых семьях ...