Деятельность социального педагога с подростками

Страница 1

Центральное место в деятельности социального педагога с подростками, склонными к употреблению спиртных напитков, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование отрицательного отношения к алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания подростков является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а так же и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при алкогольной зависимости у подростков. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развивать разумные потребности, нагружать подростков полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них как можно меньше оставалось свободного времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только на раскрытии последствий алкоголизма, но и на безнравственности самого факта употребления алкоголя. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят злоупотребляющие алкоголем окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя – это признак взрослости и возмужания. (Галагузова)

В подростковом возрасте взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, с которыми подросток пристращается к алкоголю ради групповой нормы.

Поэтому основной акцент работы социального педагога с подростками это работа с группой через следующие направления деятельности:

1. профилактика причин и последствий алкогольной зависимости. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с употреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре, направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития подростка, обучения умению противостоять уговорам принять спиртное, навыкам общения в коллективе.

Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе, это: умение четко сформулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников.

Так же существуют такие формы работы, как: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде алкоголизма, где социальный педагог выступает в роли арбитра; деловая игра; экскурсия, беседа. Методы, которые запугивают подростков применять нецелесообразно.

2. организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростками алкоголя. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлечения подростка и помочь ему организовать содержательный досуг.

В силу психологических особенностей подросткового возраста необходимо развивать коллективные групповые формы досуга. Важно всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные соревнования, школы выживания и т.д.

3. антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростков твердых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка, употребляющего алкоголь. (Приложение)

4. антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы так же является функцией социального педагога. Социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Благодаря этим дополнением будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни.

5. посредническая деятельность социального педагога – подключение к профилактической работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей районной поликлиники, работников предприятий, общественности.

6. преодоление социально – педагогической запущенности подростков, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности заний об окружающем мире, недостаточного усвоения многих навыков (счета, чтения, письма и т.д.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Содержание управленческих функций, основные методы управления. Логика построения управленческого цикла
Управленческая деятельность руководителя ДОУ требует оперативности в решении самых различных вопросов, краткости и точности изложения мыслей, творческого, глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Все это предопределяет необходимость ее пос ...

Исследование эмпатических способностей В.В. Бойко
На третьем этапе проводилось исследование эмпатических способностей В.В. Бойко. Опросник предъявлялся подросткам, находящимся в следственном изоляторе города Владимира, и подросткам обычной средней школы. Результаты, полученные по методике В.В. Бойко, показывают, что рациональный канал эмпатии у де ...

Правовое воспитание
Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения — органическая составная часть гражданского воспитания. Речь идет о формировании демократического правового государства. Придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru