Участие в конференциях, симпозиумах по вузовской психологии педагогике

Педагогика и воспитание » Профессиограмма и психограмма преподавателя ВУЗа » Участие в конференциях, симпозиумах по вузовской психологии педагогике

Страница 1

Выступления на методологических семинарах, курсах повышения квалификации, встречи с работниками образования;

Выступления на кафедрах по совершенствованию обучения и воспитания студентов;

Публикация статей о методике преподавания в вузе;

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе;

Создание методических рекомендаций для студентов по их активизации и творчеству.

Таким образом, вычленяются основные объекты научного анализа учебной деятельности преподавателя ВУЗа, которые реально охватывают всю объемную совокупность требований к специалисту и как к члену общества, и как к ученому, и как к профессионалу, обучающему студентов, и как к творцу нового в своем деле.

На базе разработанного подхода была создана программа диагностики карта-характеристика личности преподавателя ВУЗа, основывающаяся на выделенных выше критериях качества труда преподавателя ВУЗа. Это предельно важно при аттестации кадров, проведении конкурсов на замещение вакантных должностей, присвоении ученых званий преподавателя, ассистента, доцента и профессора.

Критерий педагогического мастерства оценивается по трем показателям: если признак проявляется полностью, критерий считается сформированным, если есть лишь главные признаки, он только формируется, если нет этого-критерий несформирован вообще.

Между тем активное сотрудничество преподавателей и студентов в учебной и исследовательской работе является одним из ведущих стимулов профессионального роста преподавателя ВУЗа.

Когда речь идет о качественной характеристике преподавательской деятельности, естественно говорить о качестве успеваемости.

Ориентация преподавателей на студентов при самооценке своих качеств и профессионального мастерства встречается крайне редко. Поэтому, проблема субъект-объектных, субъект-субъектных отношений в ВУЗовской жизни не решается на современном уровне.

Личность преподавателя формируется сегодня больше во взаимоотношениях с коллегами, чем во взаимодействии со студентами. Преподаватель ВУЗа совершенствуется в двух направлениях: "Я и наука" и" Я и студенты". Точнее всего его представления о себе как ученом, поэтому репрезантивность данных о себе в этой сфере более адекватна, чем мнение о себе в отношении к студенчеству. Здесь чаще всего господствует завышенная самооценка и попечительская позиция.

Сближение позиций преподавателя как работника науки как воспитателя будущих профессионалов происходит по следующим направлениям:

Целевая установка преподавателя на свой предмет постепенно заменяется ориентацией на воспитание личности будущего специалиста-профессионала;

Изменяется позиция преподавателя "не я должен передавать студенту максимально нужную информацию, а он сам должен сказать себе: "это я обязан учиться тому делу, которому хочу заниматься профессионально, это надо для меня"";

Нужно извлечь из вузовской жизни все необходимое для самосозидания, самотворчества;

Наступило время открытости духовного мира преподавателя: студенты должны видеть все ценные стороны преподавателя и все его недостатки, оценка студентами преподавателя должна совпадать с его самооценкой.

Преподаватель – обычно патриот своего предмета, но ему необходимо перейти на следующую ступень – стать патриотом своего ВУЗа, а затем и служителем культуры и духовности, учителем в высочайшем значении этого слова.

Перспективы нового качества ВУЗовского образования совпадают с критериями качества преподавательской деятельности. Это дает надежду на серьезное реформирование современной высшей школы.

Известно, что качество научного исследования и сам процесс исследовательской работы сущностноедины. Преподавательская деятельность в ВУЗе оказывается тесно связанной с процессом достижения результатов исследовательской деятельности. Поэтому качество ВУЗовского образования определяется взаимосвязью научно-исследовательской, методической работы с практической деятельностью кафедр по совершенствованию процесса образования и компетентностью педагогических кадров.

Приоритет исследовательской работы в ВУЗе над учебной и методической подтвержден результатами многих исследований. По отношению к учебному процессу она служит обновлению содержания образования и его совершенствованию за счет новых научных идей и концепций. При этом обогащается профессиональная компетентность преподавателей, которая, в свою очередь, влияет на учебную деятельность студентов. Становится реальным и полноценным исследовательский подход к обучению и воспитанию. Студент все чаще занимает позицию исследователя и реализатора новых научных идей, у него формируется исследовательский подход к жизни, к труду, к своей профессии.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Понятие умственной отсталости
Для успешной коррекции нарушении необходимо точно понимать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем особенность их познавательной и эмоционально-волевой сферы. «Исследования ученных (Л.В. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают ...

Формирования экологической культуры посредством дидактической игры
Особо важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет игра. В младшем школьном возрасте игра и ее роль постепенно отодвигается на второй план, ведущей деятельностью становится учение. Однако это не значит, что игра перестает влиять на развитие детей. Поэтому, эффективн ...

Здоровье школьников как социально-педагогическая проблема
Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании. На современном этапе развития общества реформирование системы образования является необходимым условием обеспечения эффективности социально-экономических и культурных ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru