Особенности развития личности в подростковом возрасте

Педагогика и воспитание » Преобразование графиков функций в курсе алгебры основной школы » Особенности развития личности в подростковом возрасте

Важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появлением у него чувства социальной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за общее дело.

Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия – и физические, и интеллектуальные, и социальные. Только в специально организуемой общественно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные отношения с взрослыми. Психологическая значимость этой деятельности заключается в том, что в ней он включается в широкую систему взаимоотношений, удовлетворяет свои притязания на отношения с взрослыми.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, решению важных вопросов повседневной жизни. Для подростков характерно развитие чувства долга, ответственности за свои поступки. В то же время у них нет еще вполне осознанной позиции по отношению к ценностям определенной социальной группы и общества, непрерывно меняется круг расширяющихся интересов, растет их дифференциация, глубина и содержательность.

Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции – осознание своего “Я”. Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Потребность подростка в самонаблюдении, самооценке, самоутверждении и самосовершенствовании возникает не из пустого любопытства и поверхностного влечения к самоуглублению и не выступает как бесцельное самокопание, а появляется из моральной потребности проанализировать свои достоинства и недостатки, из стремления понять, что в собственных поступках и целях является правильным и что неправильным, чего следует добиваться и от чего воздержаться. То есть интерес к себе возникает из потребностей жизни и деятельности, в которых и раскрываются качества личности.

Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление детей найти свое место в обществе. Это стремление представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе.

Подросток постоянно пытается испробовать, ”чего он может добиться “. Отсюда противопоставление себя другим, часто негативное. В результате ребенок нередко оскорбляет окружающих людей только потому, что хочет испытать собственную независимость. Негативизм, упрямство подростка, желание настоять на своем – своеобразные упражнения в познании своих возможностей. Каждый случай победы или поражения становится его самосознанием. Постоянным сравнением себя с другими людьми, примериванием их особенностей и качеств на себя подросток создает свое “Я”.

В этом возрасте он эмоционально общается со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростка, накладывая отпечаток на все сферы деятельности. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Близкий друг для подростка обычно его ровесник – это своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания и установки, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя. В то же время у подростка наблюдается тенденция выделиться среди окружающих, утвердить свое “Я”, не быть “заурядным”.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой “реакции группирования”. Но особенно важно для подростка иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется

Оценка своей личности, своих возможностей происходит и в отношениях подростка с взрослыми. У ребенка этого возраста уже нет наивной веры в авторитет родителей и педагогов. Он смотрит на них критически, замечая противоречия между словом и делом, недостатки, ошибки взрослых, хотя исключительно дорожит общественным мнением и отношением к себе взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми. Для него крайне важно, как он выглядит в глазах окружающих, как они относятся к его делам и поступкам.

Новое в образовании:

Эволюционные представления в науке
В.И. Вернадский, Ч. Дарвин, А. Энштейн изменили основы мировоззрения человека. Время стало осязаемым, эволюция перестала быть фактором, которого стремятся отвлечься в исследованиях. Естественным стало изучать не только сложившиеся структуры, чем на протяжении столетий занимались многие науки, а про ...

Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространённость нарушения речи. У детей с ЗПР имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Наиболее распространённым является нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислекси ...

Числовые выражения. Числовые равенства и неравенства, их свойства
Любое число уже является числовым выражением. Если А и В -числовые выражения, то А + В, А - В, А • В, А : В также являются числовыми выражениями. Выполнив операции; которые имеют место в числовом выражении, получают значение числового выражения. Существуют выражения, которые не имеют значения. Напр ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru