Особенности развития личности в подростковом возрасте

Педагогика и воспитание » Преобразование графиков функций в курсе алгебры основной школы » Особенности развития личности в подростковом возрасте

Важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появлением у него чувства социальной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за общее дело.

Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия – и физические, и интеллектуальные, и социальные. Только в специально организуемой общественно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные отношения с взрослыми. Психологическая значимость этой деятельности заключается в том, что в ней он включается в широкую систему взаимоотношений, удовлетворяет свои притязания на отношения с взрослыми.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, решению важных вопросов повседневной жизни. Для подростков характерно развитие чувства долга, ответственности за свои поступки. В то же время у них нет еще вполне осознанной позиции по отношению к ценностям определенной социальной группы и общества, непрерывно меняется круг расширяющихся интересов, растет их дифференциация, глубина и содержательность.

Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции – осознание своего “Я”. Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Потребность подростка в самонаблюдении, самооценке, самоутверждении и самосовершенствовании возникает не из пустого любопытства и поверхностного влечения к самоуглублению и не выступает как бесцельное самокопание, а появляется из моральной потребности проанализировать свои достоинства и недостатки, из стремления понять, что в собственных поступках и целях является правильным и что неправильным, чего следует добиваться и от чего воздержаться. То есть интерес к себе возникает из потребностей жизни и деятельности, в которых и раскрываются качества личности.

Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление детей найти свое место в обществе. Это стремление представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе.

Подросток постоянно пытается испробовать, ”чего он может добиться “. Отсюда противопоставление себя другим, часто негативное. В результате ребенок нередко оскорбляет окружающих людей только потому, что хочет испытать собственную независимость. Негативизм, упрямство подростка, желание настоять на своем – своеобразные упражнения в познании своих возможностей. Каждый случай победы или поражения становится его самосознанием. Постоянным сравнением себя с другими людьми, примериванием их особенностей и качеств на себя подросток создает свое “Я”.

В этом возрасте он эмоционально общается со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростка, накладывая отпечаток на все сферы деятельности. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Близкий друг для подростка обычно его ровесник – это своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания и установки, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя. В то же время у подростка наблюдается тенденция выделиться среди окружающих, утвердить свое “Я”, не быть “заурядным”.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой “реакции группирования”. Но особенно важно для подростка иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется

Оценка своей личности, своих возможностей происходит и в отношениях подростка с взрослыми. У ребенка этого возраста уже нет наивной веры в авторитет родителей и педагогов. Он смотрит на них критически, замечая противоречия между словом и делом, недостатки, ошибки взрослых, хотя исключительно дорожит общественным мнением и отношением к себе взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми. Для него крайне важно, как он выглядит в глазах окружающих, как они относятся к его делам и поступкам.

Новое в образовании:

Современные подходы к развитию теоретического мышления у младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности
Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые ребенком из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрывать причины и сущность связей, отношений между предметами (явлениями), объяснять их, т.е. мыслить отвлеченно. Ученые изучали вопрос об ...

Мышление, как основа для усвоения математических знаний
Мышление является высшим, познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение человеком новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлени ...

Экспериментальное изучение особенностей коммуникативной компетентности у учащихся старших классов специальных школ 8 вида
В ходе исследования для реализации поставленных задач проводился констатирующий и формирующий эксперимент. Для решения вышеуказанных задач необходимо было выбрать оптимальные средства исследования. Во многих работах, касающихся формирования личностных качеств, отмечается необходимость разработки и ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru