Уровень сформированности устной и письменной компетентности при изучении математики может быть определен исходя из того, какие записи осуществляет ученик на доске или в тетради и какие слова при этом проговаривает.
Ниже приведены возможные устные комментарии ученика при выполнении заданий по темам: «линейные уравнения», «уравнение с модулем» и «показательные уравнения», по которым можно судить на каком из уровней коммуникативной компетентности он находится. Дистанционные занятия с репетитором по математике для школьников по индивидуальной программе
Линейное уравнение
Запись на доске на каждом из уровней |
Помощь учителя |
Комментарий при устном ответе |
Уровень 1. Отсутствие коммуникативных действий. Не может выполнять коммуникативные действия, при попытках общения, игнорирует общение. | ||
a x + b = 0 |
Какое это уравнение, как оно решается, что нужно сделать, чтобы найти х? |
Не может решить уравнение даже при подсказках учителя. |
Уровень 2. Односторонние коммуникативные действия. Вступает в контакт только после инициативы собеседника, давая односложные ответы. | ||
a x + b = 0 a x = – b x = – b / a |
Каким является это уравнение? Если х в первой степени то это уравнение? Как решаются такие уравнения? Как из этого уравнения найти х? |
Линейное. Неизвестное оставляем в левой части, а известное переносим вправо. Делим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном |
Уровень 3. Неадекватный перенос коммуникативных действий. Ученик пытается самостоятельно вступать в беседу, используя усвоенный простой способ коммуникации (задает вопросы). | ||
a x + b = 0 a x = – b x = – b / a |
Верно. Как именно переносим? Да. Верно. |
Это же линейное, да? b – переносим, да? Знак меняем, да? На а делим, да? |
Уровень 4. Адекватный перенос коммуникативных действий. Умеет обнаружить несоответствие знакомой ситуации. Пытается самостоятельно перестроить этот способ, но сделать это может только при помощи учителя. | ||
a x + b = c x + d a x+b – c x–d = 0 a x – c x = d – b (a – c) x = d – b x = (d – b) / (a – c) |
Каким является это уравнение? Как решаются линейные уравнения? |
Уравнение первой степени, которое нужно свести к линейному. Переносим все в левую часть. Неизвестное оставляем в левой части, а известное переносим вправо. Собираем коэффициенты при неизвестном и делим обе части на коэффициент при неизвестном. |
Уровень 5. Самостоятельное построение коммуникативных действий. Пытается самостоятельно перестроить известный ему способ. Делает это постепенно, раз за разом все лучше. | ||
a x + b = c x + d a x+b – c x–d = 0 a x – c x = d – b (a – c) x = d – b x = (d – b) / (a – c) |
Верно. Правильно. |
Это уравнение первой степени, которое нужно свести к линейному, правильно? Переносим все в левую часть, да? Неизвестное оставляем, а известное переносим вправо. Собираем коэффициенты при неизвестном и делим обе части на этот коэффициент. |
Уровень 6. Свободное общение. Опираясь на хорошо усвоенные общие принципы, уверенно чувствует себя и ориентируется в любом обществе. | ||
a (x + b) + c = n (x + m) a x + a b + c = n x + n m a x + a b + c – n x – n m = 0 a x – n x = n m – a b (a – n) x = n m – a b x = (n m – a b) / (a – n) |
Все правильно. |
Раскрываем скобки. Переносим все в левую часть. Уравнение является уравнением первой степени, которое нужно свести к линейному. Неизвестное оставляем в левой части, а известное переносим вправо. Собираем коэффициенты при неизвестном и делим обе части уравнения на этот коэффициент. |
Уравнение с модулем
Запись на доске на каждом из уровней |
Помощь учителя |
Комментарий при устном ответе |
Уровень 1. Отсутствие коммуникативных действий. Не может выполнять коммуникативные действия, при попытках общения, игнорирует общение. | ||
| x | = a |
Как решается такое уравнение, что нужно сделать, чтобы найти х? |
Не может решить уравнение даже при подсказках учителя. |
Уровень 2. Односторонние коммуникативные действия. Вступает в контакт только после инициативы собеседника, давая односложные ответы. | ||
| x | = a 1) a ≥ 0 x1 = a x2 = – a 2) a < 0 |
Как решаются такие уравнения? Какие два случая нужно рассмотреть? Как из этого уравнения найти х? |
Рассмотрим два случая, когда a ≥ 0 и a < 0. Исходя из определения модуля, получаем следующие корни уравнения. Корней нет. |
Уровень 3. Неадекватный перенос коммуникативных действий. Ученик пытается самостоятельно вступать в беседу, используя усвоенный простой способ коммуникации (задает вопросы). | ||
| x | = a 1) a ≥ 0 x1 = a x2 = – a 2) a < 0 |
Верно. Да. Верно. |
Это же уравнение с модулем? Рассмотрим два случая, когда a ≥ 0 и a < 0, да? Исходя из определения модуля, получаем следующие корни уравнения. Корней нет. |
Уровень 4. Адекватный перенос коммуникативных действий. Умеет обнаружить несоответствие знакомой ситуации. Пытается самостоятельно перестроить этот способ, но сделать это может только при помощи учителя. | ||
| x + b| = a 1) a ≥ 0 x + b = a x + b = – a x = a – b x = – a – b 2) a < 0 |
Нужно рассмотреть два случая, каких? Как решаются такие уравнения? |
Когда a ≥ 0 и a < 0. Исходя из определения модуля, получаем следующие уравнения. Неизвестное оставляем в левой части, а известное переносим вправо, и получаем следующие корни уравнения. Корней нет. |
Уровень 5. Самостоятельное построение коммуникативных действий. Пытается самостоятельно перестроить известный ему способ. Делает это постепенно, раз за разом все лучше. | ||
| x + b| = a 1) a ≥ 0 x + b = a x + b = – a x = a – b x = – a – b 2) a < 0 |
Верно, какие именно? Правильно. |
Нужно рассмотреть два случая, да? Когда a ≥ 0 и a < 0. Исходя из определения модуля, получаем следующие уравнения. Неизвестное оставляем в левой части, а известное переносим вправо. Получаем следующие корни уравнения. Корней нет. |
Уровень 6. Свободное общение. Опираясь на хорошо усвоенные общие принципы, уверенно чувствует себя и ориентируется в любом обществе. | ||
| x + b| = a 1) a ≥ 0 x + b = a x + b = – a x = a – b x = – a – b 2) a < 0 |
Все правильно. |
Рассмотрим два случая, когда a ≥ 0 и a < 0. Исходя из определения модуля, получаем следующие уравнения. Неизвестное оставляем в левой части, а известное переносим вправо, и получаем следующие корни уравнения. Корней нет. |
Новое в образовании:
Играя пальчиками, развиваем речь
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспита ...
Диагностика индивидуального стиля педагогической деятельности учителя
А.К. Марковой и А.Я. Никоновой выделен ряд индивидуальных стилей труда учителя. В основу различения стиля были положены следующие признаки: содержательные, динамические характеристики и результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основани ...
Педагогические условия успешного воспитания нравственных ценностей в
деятельности классного руководителя
Изучение научно-педагогической литературы показало, что концептуальные основы воспитания нравственных ценностей старшеклассников успешно реализуются классным руководителем с учетом комплекса следующих педагогических условий: взаимодействие классного руководителя с семьей старшеклассников; педагогич ...