Трудности формирования навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей

Страница 3

Проблема 7. Уборка своего места

Ребёнок уже в состоянии без посторонней помощи убирать после себя игрушки. Однако если он не заботится о своих «друзьях», бросает их где попало. Дети этого возраста очень болезненно воспринимают вторжение в их личное пространство. Чтобы избежать слёз и конфликтов, важно не

прерывать ребёнка в самом разгаре игры. Предпочтительнее подождать немного или предупредить его. Дети из неблагополучных семей не имеют понятия, что после игры, нужно прибрать за собой игрушки, и не приучены к порядку. В большинстве неблагополучных семей, возможно, у детей игрушек нет вообще.

Проблема 8. Общение со сверстниками и взрослыми

Как к таковой проблеме навыков самообслуживания проблема культуры общения не относится, но является внешней стороной, основой формирования навыков самообслуживания. Поэтому так важно сформировать у детей основные навыки культуры поведения в разных ситуациях, например за столом, когда они помогают младшим детям одеваться или принимать пищу. Также, если у детей не формировать уважительное отношение к старшим, то их будет сложно чему-либо научить.

Дети из неблагополучных семей в раннем детстве довольно замкнуты, боятся новых людей, со сверстниками контактируют не охотно. Ко взрослым относятся с опасением. Дети постарше даже могут выражать агрессию, грубость, обращаться на «ты». Всё это следствие отсутствия культуры родителей, а значит и ребенок не обойдет стороной эту проблему.

Таким образом, очень важное место в процессе развития личности любого ребенка играет гигиеническое образование, умение оперировать всем спектром социально-бытовых навыков, необходимых в самообслуживании и способствующих коммуникации детей с социальной средой. В психолого-педагогической литературе проблема умений и навыков в социально-бытовой деятельности и самообслуживании у детей из неблагополучных семей не нашла достаточно полного отражения, хотя она является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.

У детей из неблагополучных семей формирование навыков самообслуживания не всегда происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей чаще всего не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: социальная дезадаптация, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития.

В неблагополучных семьях родители не уделяют достаточного количества времени своим детям, вследствие этого ребенок не научается навыкам самообслуживания.

Таким образом, основные проблемы самообслуживания у детей из неблагополучных семей это:

неумение соблюдать элементарные правила личной гигиены;

неспособность организовывать свое питание;

неумение самостоятельно одеваться, раздеваться, ухаживать за одеждой и обувью;

беспомощность в бытовых навыках;

бессильность в умении поддерживать чистоту и порядок помещения, в котором они проживают;

неумение пользоваться туалетом;

не знание элементарной культуры общения.

Страницы: 1 2 3 

Новое в образовании:

Диагностика профессиональной направленности личности учителя
Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного ко ...

Психолого – педагогические и социальные особенности старших подростков
Возрастные психологи выделяют в онтогенезе человека от рождения до смерти три большие эпохи, каждая из которых состоит из нескольких периодов. Эти периоды принято называть психологическими возрастами. Одним из таких периодов является подростковый возраст. Он начинается после младшего школьного возр ...

Виды, методы, приемы организации контроля знаний
Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Анализ советской и постсоветской педагогической и методической литературы, показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках в существенном совпадают, но названия ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru