Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
– ребенку не обеспечено полноценное воспитание и обучение, нет должного контроля его развития и действий;
– создана обстановка, отрицательно влияющая на морально-психологическое состояние ребенка и его обучение;
– имеют место затяжные конфликты между членами семьи, в которые втянут ребенок;
– члены семьи злоупотребляют алкоголем, наркотиками, ведут антиобщественный образ жизни;
– дети имеют сложный медицинский статус, что обусловлено их социальной запущенностью;
– большинство имеют соматические заболевания;
– психические нарушения. У дошкольников и младших школьников отставание речевого развития, ограниченный запас слов;
– большинство детей имеют выраженное эмоциональное расстройство (невротические реакции вследствие жестокого обращения родителей, родственников, неврозоподобные состояния), нарушение сна;
– наличие страхов, посттравматических стрессов и расстройств, личностной тревожности, замкнутости, агрессивности, низкой самооценки, утрата веры в себя;
– дети расторможены, некоторые гиперактивны, имеют искаженное или суженное представление о мире, их интеллектуальные интересы бедны, учебные умения и навыки отсутствуют;
– не развита эмоциональная сфера, низкая отзывчивость;
– педагогическая запущенность (не имеют навыков счета, письма, чтения, объем знаний скуден);
– страдают пристрастием к табакокурению, алкоголю иногда к токсикомании;
– часто имеют сексуальный опыт или были изнасилованы, что отражается на эмоциональном состоянии.
Таким образом, свойства нервной системы и особенности личности ребенке в совокупности с осложненным неврологическим статусом, негативным жизненным опытом, педагогической запущенностью требуют комплексного подхода к профилактической работе. Без создания у таких детей чувства безопасности, позитивной самооценки и уверенности в своих силах такой процесс невозможен.
Отсутствие заботы и внимания к ребенку может быть стилем воспитания в неблагополучной семье. Такое отношение к ребенку лишь часть царящих в семье правил, нуждами и потребностями детей открыто пренебрегают, поэтому они значительно отстают в развитии навыков самообслуживания.
Самообслуживание Ї это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться лишь путем кропотливой систематической работы.
Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь для того, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности. При формировании навыков самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности, а также способен к взаимопомощи.
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Если будут учтены эти условия, то процесс самообслуживания будет протекать более легко, и ребенок все меньше будет просить ему помочь.
В неблагополучных семьях эти условия не соблюдаются, вследствие этого дети сталкиваются со следующими проблемами:
Проблема 1. Соблюдение элементарных правил личной гигиены
Чем раньше начнется «обучение», тем раньше ребенок освоит и поймет необходимость гигиенических процедур, что поможет избежать многих проблем в будущем.
Новое в образовании:
Средства мультимедиа в образовательном процессе
Многие преподаватели впервые сталкиваются с понятием мультимедиа, когда в их распоряжении оказывается компьютер, оснащенный специальным оборудованием, позволяющий работать с самой разнообразной информацией, такой как текст, звук, неподвижные и движущиеся изображения. Для большинства людей, имеющих ...
Влияние исторических экскурсов на развитие познавательного
интереса школьников
Было проведено анкетирование учителей Кыласовской средней общеобразовательной школы и Средней общеобразовательной школы № 16 города Кунгура. Анкетирование Бессоновой Аиды Азатовны (МОУ "Кыласовская средняя общеобразовательная школа"). Учитель работает по учебнику А.Г. Мордковича. Использу ...
Исследование коммуникативной функции речи у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи
Потребностно-мотивационная основа деятельности общения - это база способствующая развитию КФР. Именно коммуникативные задачи, встающие перед детьми, стимулируют развитие соответствующих речевых средств общения. Следовательно, для развития речи ребенка недостаточно просто предлагать ему различный яз ...