Анализ образовательных программ по проблеме исследования

Страница 4

Предмет исследования – особенности процесса речевого развития (в частности, обогащение и активизация лексической стороны речи – словаря) у детей старшего дошкольного возраста.

База экспериментального исследования: Муниципальный детский сад комбинированного вида № 64 (МДСКВ №64)

Гипотеза исследования – есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут качественные и количественные изменения в речевом развитии (в частности, обогащение и пополнение словаря) у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из способов руководства познавательной деятельностью, а также при использовании всех средств коррекционного педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка.

В соответствии с целью данного исследования запланированы и проведены 3 этапа эксперимента:

I ЭТАП – констатирующий. Выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет): определение уровня сформированности словарного запаса, уровня развития связной речи, изучение грамматического строя речи.

II ЭТАП – формирующий. Составление коррекционной программы (отбор содержания дидактических игр и простроение системы использования дидактических игр по решению заданной проблемы) и реализация собственно коррекционной работы (экспериментальная группа детей).

III ЭТАП – контрольный. Выявление степени эффективности проведенной коррекционной работы: подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.

Методы исследования

Методы исследования определялись теоретическими позициями отечественной педагогики, психологии и задачами данного исследования.

Теоретические:

Анализ психолого – педагогической литературы ( Выготский Л.С., Тихеева Е.И., Леонтьев АН, Эльконин ДБ, Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М.,.Веракса Н.Е, Смирнова Е.О,, Бондаренко А.К., Михаленко-Короткова Н.С.)

2. Формирование гипотезы.

Практические: Педагогический эксперимент, который включал в себя: отбор диагностического инструментария (методики), проведение диагностики, анализ полученных результатов, собственно развивающая работа (формирующий эксперимент), повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов, выводы.

Таким образом, реализация поставленных задач исследования оказалась возможной в результате:

- проведения обследования, включающего в себя изучение состояния словаря детей, состояния грамматического строя речи и степени развития связной речи

- анализа существующих методик коррекционной работы с детьми 5-7 лет, анализа и отбора всего многообразия дидактических игр по развитию речи детей;

- проведения системной развивающей работы с детьми выделенной группы.

Методические указания: необходимо выявить способность детей быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

Задание 1а. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обобщающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем подобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Если наряду с верными выборами сделаны неверные, то все задания оцениваются 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.

Задание 2б. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову одно слово, близкое по значению. Всего предъявляются 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка 10 баллов: 1 балл – подобранное слово является синонимом названного; 0 баллов- подобранное слово соответствует семантическому полю заданного.

Задание 3в. Подбор определений.

Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза., яблоко, лиса, девочка. Высшая оценка 10 баллов: 2 балла – придумано более 3 слов, семантически соответствующих заданному; 1 балл - менее 3 слов; 0 баллов – ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Развитие речевого аппарата
Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь, а во второй половине второго года жизни быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется его активная речь. Если для годовалого ребенка слова взросл ...

Речь как средство общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации ...

Процесс разработки цифровых образовательных ресурсов
Традиционно при описании процедур педагогического дизайна их упорядочивали в виде линейной последовательности (см. Рис. 1). Это описание входит в противоречие с практикой разработки учебных материалов, где неизбежны постоянные циклы: Анализ Разработка Проверка Оценка Анализ Разработка … Рис. 1 Клас ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru