Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании

Педагогика и воспитание » Труд в природе как метод экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста » Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании

Страница 4

У дошкольников среднего возраста пока нет организационных навыков, и их формирование представляет большую трудность в силу возрастных особенностей детей. Необходимы постоянные напоминания воспитателя, показ им рациональных способов подготовки рабочего места, разъяснение, почему именно так надо располагать материалы и инструмент: «Так удобнее», «Так лучше, приятнее трудиться» и т. п.

В процессе труда необходимо формировать у детей представление о том, что значит, быть трудолюбивым, а также опыт поступков, в которых выражается это нравственное качество.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме можно сделать вывод, что проблема экологического воспитания на сегодня не остается закрытой, над ней продолжают работать многие ученные. За последние годы проведен ряд исследований, направленных на усиление экологического образования и воспитания (И. А. Габев, А. Н. Захлебный, И. С. Матрусов, И. Т. Суравегина и др.), внимание обращается на формирование мотивов бережного отношения дошкольников к природе (Н. А. Рыков, А. П. Сидельковский), на природоохранительную работу в условиях изучения природы родного края (П. В. Иванов)

Также решения проблем экологического воспитания предусмотрены в программах дошкольного воспитания «Дитина», «Малятко», «Я у Свiтi» , в региональной программе «Крымский веночек», «Юный эколог» С.Н. Николаевой и т.д. В них описываются методы и приемы работы с детьми по данной проблеме. Все программы воспитательно-образовательной работы ставят задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста направлена на усиление развития интереса к уходу за растениями и животными и, опираясь на него, необходимо сформировать привычку к трудовому усилию, умение и желание самостоятельно и без отвлечений выполнять поручения. При этом у детей формируются более глубокие представления о труде, связанном с уходом за растениями и животными, обо всём содержании труда, необходимого для их выращивания. Неоднократно показывать детям средней группы труд старших дошкольников. В процессе наблюдений следует подчеркивать, какое отношение к труду они проявляют: работают тщательно и аккуратно. Все то, что было предметом наблюдений детей, постепенно переносится в их труд.

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.

Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, - именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

Труд в природе характерен тем, что, с одной стороны, он направлен на удовлетворение потребности детей, группы в целом, с другой — на охрану природы. Дети приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопаты, грабли, лейки и т. д.), учатся добиваться результатов, учитывать далекую цель.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.

Страницы: 1 2 3 4 

Новое в образовании:

Диагностика индивидуального стиля педагогической деятельности учителя
А.К. Марковой и А.Я. Никоновой выделен ряд индивидуальных стилей труда учителя. В основу различения стиля были положены следующие признаки: содержательные, динамические характеристики и результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основани ...

Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства дошкольным учреждением
Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом. Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продум ...

Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада.Мы постоянно проявляем заботу о созд ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru