Содержание управленческих функций, основные методы управления. Логика построения управленческого цикла

Педагогика и воспитание » Система управления дошкольным учреждением » Содержание управленческих функций, основные методы управления. Логика построения управленческого цикла

Страница 2

Руководство — это управленческое действие, предполагающее, прежде всего, мотивационную работу со всеми участниками образовательного процесса на основе изучения их потребностей, влияние на эти потребности с целью их изменения (М.М. Поташник). Проверка результата деятельности включает контроль, и коррекцию.

Одной из функций руководителя является контроль за состоянием воспитательно-образовательного процесса и его выполнением. Контроль — это оценка деятельности сотрудников или всего дошкольного учреждения. После проверки осуществляется коррекция. М.В. Поздняк, Л.М. Деникина отмечают, что умение контролировать — такое же искусство, как и умение принимать решения. Контроль обязательно должен быть спланированным, это помогает контролировать все сферы деятельности дошкольного учреждения.

Коррекция — вид регулирования по результатам обратной связи в процессе управления. Любой контроль должен быть организован с целью помочь сотрудникам в организации воспитательно-образовательного процесса.

В своей работе любой руководитель должен использовать разнообразные методы управления. Рассмотрим основные.

Существуют четыре основные группы методов управления:

· экономические;

· организационно-административные;

· социально-психологические;

· организационно—педагогические методы.

Экономические методы помогают руководителю осуществлять хозяйственную деятельность, решение экономических вопросов работы дошкольного учреждения.

Организационно-административные методы управления реализуется при разработке и утверждении годовых планов, перспективной Программы развития ДУ, решений педагогического совета, при инструктировании исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов. С помощью этой группы методов управления в ДУ поддерживается внутренний распорядок, предусмотренный Уставом, осуществляется подбор и расстановка кадров, создаются условия для рациональной организации дел, требовательности и личной ответственности каждого сотрудника.

Социально-психологические методы направляют коллектив ДУ на творческое решение стоящих задач; на основе этих методов осуществляется проектирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат, формируются положительные, социально значимые мотивы для педагогической деятельности.

Организационно-педагогические методы характеризуется участием педагогов в управлении ДУ на основе здоровой конкуренции, сотрудничества, организацией методической работы и развитием демократических начал в управлении.

При выборе методов управления необходимо учитывать следующие факторы:

· стратегические и тактические задачи;

· особенности людей (педагогов, родителей, детей), в отношении которых применяется метод (управленческое воздействие);

· сравнительную эффективность различных методов управления;

· меру в использовании тех или иных методов и их взаимосвязь;

· особенность ситуации, исчерпанность других средств; наличие времени для решения задачи именно выбранным комплексом средств управления;

· морально-психологические, материальные и прочие условия;

· возможности, умения подчиненных; традиции, отношение данного коллектива к тому или иному стилю управлении.

Для грамотного управления заведующий использует разнообразные формы работы с кадрами: индивидуальные (посещения групп с последующим анализом, взаимопосещения, консультации, личный показ методов и приемов работы и др.) и коллективные (педагогические советы, семинары, практикумы, открытые просмотры игр, занятий, прогулок и т. д. ). Они помогают обеспечить оптимальное решение поставленных перед дошкольном учреждением задач в возможно короткий срок, доводить начатое дело до конца, видеть перспективу и увлекать ею коллектив. Заведующий обязан помнить о том, что руководитель отвечает не только за то, как он руководит, но и за то, что делают руководимые им.

Важно грамотно построить алгоритм управления в дошкольном учреждении. Управления в дошкольном учреждении представляет собой определенную структуру. Для того, чтобы охарактеризовать структуру управления, необходимо, прежде всего, назвать ее состав, перечислить все части, из которых состоит та или иная система, обозначить связи между ними, т.е. показать, кто кому подчиняется (отношения, субординация, координация).

Структура находится всегда в динамике, т.е. в реальном, существующем, меняющемся и развивающемся образовании.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Формирование словаря детей в дошкольном возрасте
Как уже отмечалось, правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого р ...

Особенности организации русских подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как прави ...

Учет индивидуальных особенностей детей в воспитании
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания дете ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru