"Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения

Педагогика и воспитание » "Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения

Страница 4

Вторая разновидность многотемных фуг - фуги на несколько тем с совместной экспозицией. Напомним определение данной структуры: фугой с совместной экспозицией называется фуга, основанная на последовательном проведении совместно звучащих тем. В качестве образца для анализа предлагаю к самостоятельной работе трёхголосную инвенцию И. Баха f moll (см. пр.5). План анализа следующий: характеристика каждой темы, выявление формы инвенции, характеристика экспозиции (тональный план, контрапунктические перестановки), характеристика развивающей части (тональный план проведений тем), характеристика интермедий (тематический материал, тональный план, принцип построения, контрапунктические перестановки), характеристика и определение заключительной части.

В процессе анализа выявляем следующие особенности. С точки зрения тематизма, каждая из тем образно, ритмически, интонационно однородна и самостоятельна. Мы отмечаем индивидуализированность интонаций каждой из тем на единой ладовой основе и ритма каждой из тем на единой метрической основе. Темы изложены в тройном контрапункте, кадансируют совместно. Вместе они составляют логичное целое, построенное по принципу взаимодополняющего контраста, т.е. составляют тройной "тезис" фуги. Принципом полифонического варьирования в данном случае выступают тональные смены при дальнейших проведениях и различные варианты тройного контрапункта. Репризность выявлена возвращением основной тональности и первоначальным контрапунктическим сочетанием, обновлённым за счёт совместного проведения трёх тем, в отличие от экспозиционного проведения. Говоря о структуре, мы отметили в целом форму аналогичную однотемной фуге, где в экспозиции темы проводятся во всех голосах в тонико-доминантовом соотношении, в средней части происходит тональное и контрапунктическое варьирование как тем, так и двух удержанных интермедий, есть сжатая реприза-кода в основной тональности. Важнейшая особенность фуги с совместной экспозицией - обязательное совместное проведение всех тем. Тональное и контрапунктическое варьирование становятся таким образом важнейшим приёмом динамизации формы.

Нарастание контраста тем в фугах на более чем одну тему продолжалось и в XX веке, параллельно с расширением тональных планов, усилением хроматизации и возрастанием разработочности. И в этом плане формы двойных и тройных фуг с раздельной экспозицией тем оказались более гибкими, чем простые однотемные. Например, в двойной фуге e moll Шостаковича из ор.87 (см. пр.6) смена темпа совпадает с появлением экспозиции второй темы, что делает контраст уже разноплановым. И в дальнейшем развитии происходит весьма существенное явление - новый темп экспозиции второй темы захватывает и совместную репризу, приводя к существенной итоговой трансформации тем. Проникновение темпового контраста в двойную фугу, без сомнения, отразило аналогичный процесс в форме сонатного allegro. Гибкость формы двойных и тройных фуг проявилась в то же время и в ее более интенсивном и эффективном, чем в однотемной фуге, соединении с принципом сонатности.

В качестве примера, подтверждающего это утверждение, учащимся предложено самостоятельно проанализировать фугу е moll Д. Шостаковича, двойную с раздельной экспозицией. План анализа аналогичен вопросам по соответствующему разделу урока (см. вопросы к анализу фуги И. Баха gis moll). Выявляем ряд новых интересных особенностей. Очень яркий смысловой контраст между темами создает Шостакович в фуге. Здесь глубоко содержательная русская песенная мелодия (первая тема), задумчивая, вокальная по своей природе, противопоставляется более подвижной и ритмически оживленной, немного беспокойной мелодии второй темы. Контраст увеличивается еще из-за различия регистров, в которых впервые показываются обе темы. Первая тема звучит большей частью в малой октаве. Это придает ей несколько задумчивый оттенок, особенно подчеркнутый медленным движением мелодии. Вторая тема звучит во второй октаве и частично в первой, что создает более облегченный и подвижный мелодический облик теме. Обе мелодии отлично сочетаются и по эмоциональному состоянию и по приемам полимелодического письма. При этом проявляется качественно новый уровень контраста тем - смысловой, образный, жанровый, тональный, темповый и фактурный (вторая тема изложена в гомофонно-гармонической фактуре). В структуре формы соблюдаются основные композиционные черты, выявленные нами в предыдущих сочинениях ранее. Экспозиция первой темы с чёткими классическими признаками. В качестве промежуточного этапа - развивающий раздел, где основой является тональное развитие (проведение темы по миксолидийским мажорам). Вполне традиционна экспозиция второй темы, но благодаря вышеуказанному значительному контрасту, этот раздел воспринимается не как средняя часть, а как новый этап развития в целом. Эмоциональный пульс фуги возрастает благодаря и выразительности промежуточного этапа второй темы, в котором происходит и фактурное сгущение, активизируется тональное развитие (в проведениях темы задействованы далёкие, исключительно минорные "мрачные" тональности), напряжённая тональная неустойчивость свободного полифонического развития и в переходной интермедии, при ускорении темпа усиливается также звуковая динамика. Этот непрерывный поток "врывается" в репризу фуги. С точки зрения канонов формы - это нормативное совместное проведение тем в основной тональности. Но новый уровень контраста и развития тем привёл к качественно новому типу трансформированной репризы. Контрапунктически соединяемые темы приобрели иные образные черты. В дальнейшем течении репризы наблюдаются стреттные проведения обеих тем, вплоть до кульминационной итоговой двойной стретты, что делает динамику стретт главным выразительным "двигателем" репризы. Мы можем выдвинуть новое положение, что в современной двойной фуге, благодаря новому уровню тематического контраста, динамическому процесс развития, трансформации образов возникает понимание симфонизации формы. К этому процессу можно добавить содержание прелюдии, сквозная малосекундовая интонация которой развивается в темах фуги и утверждается в последнем проведении второй темы в коде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Структура педагогической деятельности
Прежде, чем приступить к рассмотрению сущности педагогических инноваций, методов их выявления и изучения, необходимо проанализировать структуру педагогической деятельности и определить, какое место занимает в ней инновационная деятельность учителя. Современные исследования Н.В. Кузьмина, В.А. Сласт ...

Психогенная форма задержки психического развития
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. К ним относится ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа. Исследован ...

Работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности
Программа развивающих занятий с детьми с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства. Работа по формированию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться фронтально, малыми группами или индивидуаль ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru