Методика организации учебного процесса по профессии заливщик металла

Педагогика и воспитание » Разработка программы профессиональной подготовки заливщиков металла » Методика организации учебного процесса по профессии заливщик металла

Страница 12

Совершенствование навыков выполняемой работы.

Пример разработки раздела и одной из тем раздела в развёрнутом виде

Развёрнутый тематический план

Тема

Кол-во часов

Технико-технологические сведения

Дидактическое оснащение

Дополнительная литература

Специальная технология (71ч)

Шихтовые материалы для плавки чугуна и стали

3

Шихтовые материалы для получения расплавов из серого чугуна и стали.

Металлическая шихта.

Первичная – предельные и литейные чугуны, ферросплавы.

Вторичная – чугунный лом, стальной лом, стружка чугунная, стальная, брикетированная, возврат собственного производства (литники, скрап, брак литья).

Чугуны литейные, предельные; маркировка, химический состав, условия применения.

Ферросплавы: ферромарганец, ферросилиций, феррохром, ферротитан, силикокальций. Маркировка, химсостав, условия применения. Модификаторы обычные, комплексные; их назначение.

Подготовка шихтовых материалов к плавке: отбор, очистка, сортировка, измельчение, сушка, предварительный нагрев.

Правила организации рабочего места.

Требования безопасности труда.

Плакаты, презентация

Гиршович Н.Г. "Чугунное литье", Сойфер В.М., "Металлургия стали" под редакцией В. И. Явойского и Г. Н. Ойкса

План-конспект урока производственного обучения

Курс: Специальная технология

Тема: Шихтовые материалы для плавки чугуна и стали

Цели урока:

Сформировать знания о шихтовых материалах, способах хранения, применения.

Развивать технологическое мышление. Выработать навыки определения качества шихтовых материалов по внешним признакам.

Воспитать у учащихся профессиональную компетентность, стремление к развитию профессиональных способностей.

Задачи урока:

Ознакомить с технологическим процессом приготовления расплавов.

Ознакомить с применяемыми шихтовыми материалами.

Ознакомить со способами хранения, переработки.

Ознакомить с подготовкой шихтовых материалов к плавке.

Ознакомить с требованиями безопасности.

Тип урока: комбинированный.

Методы и технологии применяемые на уроке:

- репродуктивный метод: информационно-рецептивный, направленный на первичное овладение знаниями: объяснительно-иллюстративное изложение;

- объяснительно - иллюстративная лекция.

Учебно-материальная база:

Гиршович Н.Г. Чугунное литье.

Металлургия стали под редакцией В. И. Явойского и Г. Н. Ойкса

ГОСТы.

Дидактическое оснащение:

Образцы шихтовых материалов.

Конспект урока по деятельности

Наименование структурных элементов занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.

Организационная часть (5 мин)

Приветствие, проверка присутствия, организации рабочего места.

Отвечают на приветствие мастера.

Староста докладывает о явке учащихся.

Приводят в порядок рабочее место.

2.

Основной этап урока (2ч.40мин)

Психологическая подготовка к восприятию урока:

- организация внимания;

- устранение отвлекающих факторов;

Целевая установка:

- сообщение темы и разъяснение цели урока (что будут делать и чему научаться);

- Тема урока: шихтовые материалы для плавки чугуна и стали.

Материалы, используемые для выплавки чугуна и стали, принято делить на металлосодержащие (металлошихта, металлодобавки), добавочные (флюсы) и окислители. В качестве металлошихты используют: а) чугун (жидкий или твердый); б) стальной или чугунный лом; в) чугунная и стальная стружка; г) продукты прямого восстановления железа из железной руды; д) ферросплавы.

Основную часть металлошихты составляют чугун, стальной лом и чугунный лом. Также используется продукт прямого восстановления железной руды – металлизированные окатыши (93 – 98 % Fe). Самая дешевая часть металлошихты – стальной и чугунный лом.

В тех случаях, когда в состав завода входят сталеплавильные цехи и доменный цех, чугун в сталеплавильный цех поступает в жидком виде. Использование в качестве шихты жидкого чугуна позволяет получать заметную экономию в расходе топлива и сокращает продолжительность плавки.

В зависимости от технологических или экономических требований плавильщики используют чугун той или иной марки. В отдельных случаях для улучшения состава чугуна применяют методы внедоменной его обработки (для удаления излишних серы, кремния, фосфора).

Если в составе завода нет доменного цеха, то в качестве шихты используют твердый чугун передельный и литейный, который поступает в чушках.

Литейный чугун предназначен для дальнейшего передела в чугунолитейных цехах при производстве отливок.

В зависимости от рода топлива литейный чугун может быть коксовым и древесноугольным.

Литейный коксовый чугун выплавляют семи марок: ЛК0 – ЛК0. Каждую марку подразделяют на три группы по содержанию марганца, пять классов по содержанию фосфора и на пять категорий по содержанию серы.

Передельный чугун предназначен для дальнейшего передела в сталь или переплавки в чугунолитейных цехах при производстве отливок. В зависимости от назначения изготовляется: для сталеплавильного производства (П1 и П2); для литейного производства (ПЛ1 и ПЛ2). Каждую марку подразделяют на четыре группы по содержанию марганца, три класса по содержанию фосфора и на пять категорий по содержанию серы.

В отдельных случаях для ускорения плавки и повышения производительности сталеплавильных агрегатов чушковой чугун предварительно расплавляют в "металлургических" вагранках или других плавильных агрегатах.

Второй главной составной частью металлошихты является лом. В любой промышленной стране ежегодно образуется значительное количество железосодержащего лома. Сбор этого лома и его обработка с целью рационального использования представляет важную народохозяйственную задачу. Для ее решения существует специальная отрасль – ломоперерабатывающая промышленность, оснащенная сложным оборудованием. Из общего количества образующегося лома около 35 % образуется непосредственно на металлургических заводах (обрезь металла при прокатке, бракованные слитки, скрап и т.д.), обычно это тяжеловесный лом, химический состав которого известен. Этот лом в основной своей массе используют в качестве металлошихты на тех же заводах, где он образуется.

Около 20 % лома образуется при металлообработке на машиностроительных заводах и им подобных заводах (стружка, отходы при штамповке и т.д.); 45 – 50 % составляет амортизационный лом (отслужившие свой срок машины, рельсы и т.п.), а также металл, извлекаемый при разборке шлаковых отвалов.

В связи с многообразием источников образования этого лома состав его далеко не всегда известен. Иногда он загрязнен содержащими серу смазочными маслами, цветными металлами, содержащимися в различных деталях сдаваемых в лом машин.

Некоторые из этих примесей вредны для обслуживающего персонала, и для агрегатов, и для качества чугуна и стали.

Приходится учитывать также, что в ряде случаев загружаемый в плавильные агрегаты лом покрыт значительным слоем ржавчины, что влияет как на величину угара металла при плавке, так и на технологию плавки.

Особенную ценность представляют лом и отходы чугуна и стали легированных марок. Такие примеси, как никель, молибден, кобальт, медь, в процессе плавки не окисляются. Поэтому их количество, попадающее с ломом в агрегат, остается в готовых расплавах. Поскольку стоимость всех этих примесей очень высока, использование легированного лома для выплавки легированных марок чугуна и стали экономически очень эффективно. Поэтому все отходы чугуна и стали легированных марок хранят отдельно и за их использованием на заводах установлен строгий контроль.

В качестве добавочных материалов (флюсов) в плавильном производстве обычно используют: а) известняк; б) известь; в) боксит и др.

В качестве окислителей применяют кислород, сжатый воздух, железную руду, окалину, агломерат, железорудные брикеты.

Ферросплавы - это сплавы железа с кремнием, марганцем, хромом, вольфрамом и другими элементами, применяемые в производстве чугуна и стали для улучшения ее свойств и легирования.

Исходным сырьем для получения ферросплавов служат руды или концентраты. Для производства основных сплавов - ферросилиция, ферромарганца; силикомарганца и феррохрома - пользуются рудами, так как в них высоко содержание окислов элемента, подлежащего восстановлению. При производстве ферровольфрама, ферромолибдена, феррованадия, ферро-титана и других сплавов руду вследствие малой концентрации в ней полезного элемента обогащают, получая концентрат с достаточно высоким содержанием окислов основного элемента.

Ферромарганец применяют для раскисления и легирования чугуна и стали. В ферросплавных печах выплавляют углеродистый ферромарганец двух марок: ФМн78 и ФМн70, которые содержат марганца соответственно 75-82 и 65-75%. В сплавах также содержится 5-7% С, от 1 до 4-6% Si, 0,3-0,6% Р, 0,02% S. Марганцевые руды содержат много фосфора, поэтому и в ферромарганце содержание этого вредного элемента высокое.

Ферросилиций применяют для раскисления и легирования стали и в качестве восстановителя при производстве некоторых ферросплавов. Получают ферросилиций различных марок с содержанием кремния от 19-23% (сплав ФС20) до 92-95% (сплав ФС92). Помимо кремния ферросилиций содержит железо и ряд примесей. В сплавах, содержащих 41-47% кремния и более, имеется до 0,1-0,2% С, до 0,2-0,6% Мп, до 0,05% Р, до 0,02% S и до 1,5-2,5% Al. В малокремнистых сплавах(19 - 27% Si) содержание углерода достигает 0,6-1,0%.

Для легирования чугуна и стали хромом в нашей стране производят 17 марок феррохрома. Эти сплавы в основном отличаются по содержанию углерода, которое изменяется от 0,01 до 9%. Углеродистый феррохром производят четырех марок: ФХ650, ФХ800, ФХ850 и ФХ900, которые содержат более 65% Сг и соответственно углерода менее 6,5; 8; 8,5 и 9%. Они содержат до 2% Si, до 0,05% Р и до 0,06% S.

Ферротитан различных марок в соответствии с отечественными стандартами содержит 20-40% Ti, < 0,2% С, 1-12% Si, <3% Сu, от 6 до 18-25% AI. Медь, алюминий и кремний - нежелательные, но неизбежные примеси. (Кроме того стандартом предусмотрены сплавы, содержащие 65-78% Ti, которые в отличие от остальных получают сплавлением титановых отходов или титановой губки со стальным ломом в индукционных печах).

Модификаторы - малые добавки одного или нескольких отдельных элементов, в т. ч. в виде соединений, вводимые в расплав чугуна, стали и сплава без существенного изменения их химич. состава с целью видоизменения морфологии первичных кристаллов, а также увеличения дисперсности кристаллизационных фаз. Модифицирование широко используется при литье сталей, чугунов, сплавов на основе цветных металлов — А1, Си, Mg, Ti. В качестве модификаторов литой структуры используют добавки: для стали — Mg, Si, Li, ферросплавы (ферробор, ферроцерий, феррованадий), РЗМ (Се, La, мишметалл), CeO, VN. Для чугуна используют графитизирующие, стабилизирующие и комплексные модификаторы: в качестве графитизирующих — силикокальций, ферросилиций, графит серебристый, лигатуры (Si-Ca-Ti, Si-Mn-Zr, Si-Mn-Ca и др.); в качестве стабилизирующих — лигатуры (Сг-Mn-Si, FeCr-Si и др.); в качестве комплексных модификаторов — лигатуры Ni-Si, Si-AI-Са и др.

Все поступающие на плавку шихтовые материалы должны храниться в крытых помещениях. Перед применением шихтовые материалы должны быть проверены на взрывобезопасность, радиационную

безопасность, просушены, очищены от нефтепродуктов и посторонних включений.

Готовятся к восприятию урока;

Убирают лишние вещи с рабочего места, отключают телефоны;

Учащиеся слушают название темы и целей урока;

3.

Заключительный этап урока (15 мин)

Подведение итогов занятия в целом.

Выдача домашнего задания: Повторить пройденный материал.

Слушают.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Новое в образовании:

Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойств и отношений. Понимание логических определений, понятий находятся в прямой зависимости от того, как ...

Социально-психологические особенности младшего школьника
Феномен вытеснения воспитательной деятельности из набора профессиональных педагогических обязанностей проявляется в полной мере в средней школе. Но его источник расположен в начальной школе. Здесь же происходит своеобразная "закладка" как положительных, так и негативных последствий самых ...

Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию
Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания естествознания большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий - необходимое условие формирования естественнонаучных ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru