Совершенствование навыков выполняемой работы.
Пример разработки раздела и одной из тем раздела в развёрнутом виде
Развёрнутый тематический план
Тема |
Кол-во часов |
Технико-технологические сведения |
Дидактическое оснащение |
Дополнительная литература |
Специальная технология (71ч) | ||||
Шихтовые материалы для плавки чугуна и стали |
3 |
Шихтовые материалы для получения расплавов из серого чугуна и стали. Металлическая шихта. Первичная – предельные и литейные чугуны, ферросплавы. Вторичная – чугунный лом, стальной лом, стружка чугунная, стальная, брикетированная, возврат собственного производства (литники, скрап, брак литья). Чугуны литейные, предельные; маркировка, химический состав, условия применения. Ферросплавы: ферромарганец, ферросилиций, феррохром, ферротитан, силикокальций. Маркировка, химсостав, условия применения. Модификаторы обычные, комплексные; их назначение. Подготовка шихтовых материалов к плавке: отбор, очистка, сортировка, измельчение, сушка, предварительный нагрев. Правила организации рабочего места. Требования безопасности труда. |
Плакаты, презентация |
Гиршович Н.Г. "Чугунное литье", Сойфер В.М., "Металлургия стали" под редакцией В. И. Явойского и Г. Н. Ойкса |
План-конспект урока производственного обучения
Курс: Специальная технология
Тема: Шихтовые материалы для плавки чугуна и стали
Цели урока:
Сформировать знания о шихтовых материалах, способах хранения, применения.
Развивать технологическое мышление. Выработать навыки определения качества шихтовых материалов по внешним признакам.
Воспитать у учащихся профессиональную компетентность, стремление к развитию профессиональных способностей.
Задачи урока:
Ознакомить с технологическим процессом приготовления расплавов.
Ознакомить с применяемыми шихтовыми материалами.
Ознакомить со способами хранения, переработки.
Ознакомить с подготовкой шихтовых материалов к плавке.
Ознакомить с требованиями безопасности.
Тип урока: комбинированный.
Методы и технологии применяемые на уроке:
- репродуктивный метод: информационно-рецептивный, направленный на первичное овладение знаниями: объяснительно-иллюстративное изложение;
- объяснительно - иллюстративная лекция.
Учебно-материальная база:
Гиршович Н.Г. Чугунное литье.
Металлургия стали под редакцией В. И. Явойского и Г. Н. Ойкса
ГОСТы.
Дидактическое оснащение:
Образцы шихтовых материалов.
Конспект урока по деятельности
№ |
Наименование структурных элементов занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационная часть (5 мин) |
Приветствие, проверка присутствия, организации рабочего места. |
Отвечают на приветствие мастера. Староста докладывает о явке учащихся. Приводят в порядок рабочее место. |
2. |
Основной этап урока (2ч.40мин) |
Психологическая подготовка к восприятию урока: - организация внимания; - устранение отвлекающих факторов; Целевая установка: - сообщение темы и разъяснение цели урока (что будут делать и чему научаться); - Тема урока: шихтовые материалы для плавки чугуна и стали. Материалы, используемые для выплавки чугуна и стали, принято делить на металлосодержащие (металлошихта, металлодобавки), добавочные (флюсы) и окислители. В качестве металлошихты используют: а) чугун (жидкий или твердый); б) стальной или чугунный лом; в) чугунная и стальная стружка; г) продукты прямого восстановления железа из железной руды; д) ферросплавы. Основную часть металлошихты составляют чугун, стальной лом и чугунный лом. Также используется продукт прямого восстановления железной руды – металлизированные окатыши (93 – 98 % Fe). Самая дешевая часть металлошихты – стальной и чугунный лом. В тех случаях, когда в состав завода входят сталеплавильные цехи и доменный цех, чугун в сталеплавильный цех поступает в жидком виде. Использование в качестве шихты жидкого чугуна позволяет получать заметную экономию в расходе топлива и сокращает продолжительность плавки. В зависимости от технологических или экономических требований плавильщики используют чугун той или иной марки. В отдельных случаях для улучшения состава чугуна применяют методы внедоменной его обработки (для удаления излишних серы, кремния, фосфора). Если в составе завода нет доменного цеха, то в качестве шихты используют твердый чугун передельный и литейный, который поступает в чушках. Литейный чугун предназначен для дальнейшего передела в чугунолитейных цехах при производстве отливок. В зависимости от рода топлива литейный чугун может быть коксовым и древесноугольным. Литейный коксовый чугун выплавляют семи марок: ЛК0 – ЛК0. Каждую марку подразделяют на три группы по содержанию марганца, пять классов по содержанию фосфора и на пять категорий по содержанию серы. Передельный чугун предназначен для дальнейшего передела в сталь или переплавки в чугунолитейных цехах при производстве отливок. В зависимости от назначения изготовляется: для сталеплавильного производства (П1 и П2); для литейного производства (ПЛ1 и ПЛ2). Каждую марку подразделяют на четыре группы по содержанию марганца, три класса по содержанию фосфора и на пять категорий по содержанию серы. В отдельных случаях для ускорения плавки и повышения производительности сталеплавильных агрегатов чушковой чугун предварительно расплавляют в "металлургических" вагранках или других плавильных агрегатах. Второй главной составной частью металлошихты является лом. В любой промышленной стране ежегодно образуется значительное количество железосодержащего лома. Сбор этого лома и его обработка с целью рационального использования представляет важную народохозяйственную задачу. Для ее решения существует специальная отрасль – ломоперерабатывающая промышленность, оснащенная сложным оборудованием. Из общего количества образующегося лома около 35 % образуется непосредственно на металлургических заводах (обрезь металла при прокатке, бракованные слитки, скрап и т.д.), обычно это тяжеловесный лом, химический состав которого известен. Этот лом в основной своей массе используют в качестве металлошихты на тех же заводах, где он образуется. Около 20 % лома образуется при металлообработке на машиностроительных заводах и им подобных заводах (стружка, отходы при штамповке и т.д.); 45 – 50 % составляет амортизационный лом (отслужившие свой срок машины, рельсы и т.п.), а также металл, извлекаемый при разборке шлаковых отвалов. В связи с многообразием источников образования этого лома состав его далеко не всегда известен. Иногда он загрязнен содержащими серу смазочными маслами, цветными металлами, содержащимися в различных деталях сдаваемых в лом машин. Некоторые из этих примесей вредны для обслуживающего персонала, и для агрегатов, и для качества чугуна и стали. Приходится учитывать также, что в ряде случаев загружаемый в плавильные агрегаты лом покрыт значительным слоем ржавчины, что влияет как на величину угара металла при плавке, так и на технологию плавки. Особенную ценность представляют лом и отходы чугуна и стали легированных марок. Такие примеси, как никель, молибден, кобальт, медь, в процессе плавки не окисляются. Поэтому их количество, попадающее с ломом в агрегат, остается в готовых расплавах. Поскольку стоимость всех этих примесей очень высока, использование легированного лома для выплавки легированных марок чугуна и стали экономически очень эффективно. Поэтому все отходы чугуна и стали легированных марок хранят отдельно и за их использованием на заводах установлен строгий контроль. В качестве добавочных материалов (флюсов) в плавильном производстве обычно используют: а) известняк; б) известь; в) боксит и др. В качестве окислителей применяют кислород, сжатый воздух, железную руду, окалину, агломерат, железорудные брикеты. Ферросплавы - это сплавы железа с кремнием, марганцем, хромом, вольфрамом и другими элементами, применяемые в производстве чугуна и стали для улучшения ее свойств и легирования. Исходным сырьем для получения ферросплавов служат руды или концентраты. Для производства основных сплавов - ферросилиция, ферромарганца; силикомарганца и феррохрома - пользуются рудами, так как в них высоко содержание окислов элемента, подлежащего восстановлению. При производстве ферровольфрама, ферромолибдена, феррованадия, ферро-титана и других сплавов руду вследствие малой концентрации в ней полезного элемента обогащают, получая концентрат с достаточно высоким содержанием окислов основного элемента. Ферромарганец применяют для раскисления и легирования чугуна и стали. В ферросплавных печах выплавляют углеродистый ферромарганец двух марок: ФМн78 и ФМн70, которые содержат марганца соответственно 75-82 и 65-75%. В сплавах также содержится 5-7% С, от 1 до 4-6% Si, 0,3-0,6% Р, 0,02% S. Марганцевые руды содержат много фосфора, поэтому и в ферромарганце содержание этого вредного элемента высокое. Ферросилиций применяют для раскисления и легирования стали и в качестве восстановителя при производстве некоторых ферросплавов. Получают ферросилиций различных марок с содержанием кремния от 19-23% (сплав ФС20) до 92-95% (сплав ФС92). Помимо кремния ферросилиций содержит железо и ряд примесей. В сплавах, содержащих 41-47% кремния и более, имеется до 0,1-0,2% С, до 0,2-0,6% Мп, до 0,05% Р, до 0,02% S и до 1,5-2,5% Al. В малокремнистых сплавах(19 - 27% Si) содержание углерода достигает 0,6-1,0%. Для легирования чугуна и стали хромом в нашей стране производят 17 марок феррохрома. Эти сплавы в основном отличаются по содержанию углерода, которое изменяется от 0,01 до 9%. Углеродистый феррохром производят четырех марок: ФХ650, ФХ800, ФХ850 и ФХ900, которые содержат более 65% Сг и соответственно углерода менее 6,5; 8; 8,5 и 9%. Они содержат до 2% Si, до 0,05% Р и до 0,06% S. Ферротитан различных марок в соответствии с отечественными стандартами содержит 20-40% Ti, < 0,2% С, 1-12% Si, <3% Сu, от 6 до 18-25% AI. Медь, алюминий и кремний - нежелательные, но неизбежные примеси. (Кроме того стандартом предусмотрены сплавы, содержащие 65-78% Ti, которые в отличие от остальных получают сплавлением титановых отходов или титановой губки со стальным ломом в индукционных печах). Модификаторы - малые добавки одного или нескольких отдельных элементов, в т. ч. в виде соединений, вводимые в расплав чугуна, стали и сплава без существенного изменения их химич. состава с целью видоизменения морфологии первичных кристаллов, а также увеличения дисперсности кристаллизационных фаз. Модифицирование широко используется при литье сталей, чугунов, сплавов на основе цветных металлов — А1, Си, Mg, Ti. В качестве модификаторов литой структуры используют добавки: для стали — Mg, Si, Li, ферросплавы (ферробор, ферроцерий, феррованадий), РЗМ (Се, La, мишметалл), CeO, VN. Для чугуна используют графитизирующие, стабилизирующие и комплексные модификаторы: в качестве графитизирующих — силикокальций, ферросилиций, графит серебристый, лигатуры (Si-Ca-Ti, Si-Mn-Zr, Si-Mn-Ca и др.); в качестве стабилизирующих — лигатуры (Сг-Mn-Si, FeCr-Si и др.); в качестве комплексных модификаторов — лигатуры Ni-Si, Si-AI-Са и др. Все поступающие на плавку шихтовые материалы должны храниться в крытых помещениях. Перед применением шихтовые материалы должны быть проверены на взрывобезопасность, радиационную безопасность, просушены, очищены от нефтепродуктов и посторонних включений. |
Готовятся к восприятию урока; Убирают лишние вещи с рабочего места, отключают телефоны; Учащиеся слушают название темы и целей урока; |
3. |
Заключительный этап урока (15 мин) |
Подведение итогов занятия в целом. Выдача домашнего задания: Повторить пройденный материал. |
Слушают. |
Новое в образовании:
Особенности формирования пространственных
представлений у детей с задержкой психического развития
Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойств и отношений. Понимание логических определений, понятий находятся в прямой зависимости от того, как ...
Социально-психологические особенности младшего школьника
Феномен вытеснения воспитательной деятельности из набора профессиональных педагогических обязанностей проявляется в полной мере в средней школе. Но его источник расположен в начальной школе. Здесь же происходит своеобразная "закладка" как положительных, так и негативных последствий самых ...
Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии
как формы наблюдения при обучении естествознанию
Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания естествознания большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий - необходимое условие формирования естественнонаучных ...