Методы формирования теоретического мышления в курсе биологии 8-ого класса

Педагогика и воспитание » Формирование эволюционных представлений учащихся 8-х классов » Методы формирования теоретического мышления в курсе биологии 8-ого класса

Страница 3

коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

обмен способами действия;

взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Именно таким способом была организована работа на большей части уроков. На первых 4-х уроках, посвященных изучению тех конкретных изменений в строении каких-либо органов, систем и изменений в образе жизни, которые позволили птицам завоевать воздушную среду, и на 7 – 9 уроках по теме «Многообразие и важнейшие отряды птиц».

В этом случае:

класс делился на группы для решения конкретных учебных задач;

перед группой ставилась познавательная задача (проблемная ситуация);

внутри группы обсуждалось задание, выдвигались гипотезы;

результаты работы группы сообщались классу;

выдвинутые гипотезы анализировались, объединялись в одну;

полученная гипотеза сравнивалась с истинными сведениями, данными в учебнике.

Здесь следует отметить, что, таким образом, на уроках, посвященных изучению конкретных изменений в строении птиц, ученики самостоятельно вывели практически все признаки, характерные для данного класса. Они не отметили лишь некоторые особенности, например «двойное дыхание», сросшиеся позвонки туловищного отдела, отсутствие зубов.

Важной особенностью является тот факт, что ученики получили знания не в готовой форме, а пришли к ним в процессе анализа модельной ситуации и разбора конкретных примеров, что повышает эффективность учебного процесса. Это доказывается анализом полученных результатов.

Эффективность данного подхода оценивалась по результатам итоговой контрольной, задания которой были одинаковы для всех 4-х классов. Контрольная работа включала 4 задания, которые были разработаны в рамках традиционного обучения, и уже применялись для проверки знаний и умений, приобретенных учащимися в ходе изучения материала темы «Птицы».

2 задания выявляли то, что ученик знает, вернее, то, что он может воспроизвести здесь и сейчас: 10 тестовых вопросов и задание сделать надписи к рисунку скелета. И 2 задания диагностировали умения учащихся: вопрос на сравнение строения пресмыкающихся и птиц, в связи с приспособлением последних к полету, и вопрос на умение различать различные группы птиц.

Одной из задач биологического образования, как традиционного, так и нетрадиционного, является формирование научной картины мира, знаний о закономерностях, связях между живыми организмами в едином органическом мире. Поэтому было включено еще одно задание, для оценки сформированности понимания взаимосвязи всех элементов природы.

Дополнительное задание:

«Среди современных хороших летунов известны млекопитающие (белки-летяги), земноводные (летающие ящерицы) и рыбы. Можно ли ожидать, что в ходе эволюции из них образуются летающие млекопитающие или рыбы, столь же совершенные, как птицы?»

Следует отметить, что, судя по итогам предыдущих зачетных занятий, и контрольные и экспериментальные классы имеют примерно одинаковые результаты в усвоении учебного материала зоологии. Далее представлены результаты итоговых контрольных до эксперимента по теме «Пресмыкающиеся» и после - по теме «Птицы».

Экспериментальные.

Контрольные.

8 «А»

8 «Б»

8 «В»

8 «Г»

Средний балл до эксперимента.

3,7

3,6

3,8

3,6

Средний балл после эксперимента.

4,1

4,2

3,7

3,6

Ответы на доп. Вопрос, (%)

67,2

74,1

38,4

34,7

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Исследование состояния связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием описательной речи
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полно­ценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способно­стей и других сторон психической деятельности. Особое внимание в формировании с ...

Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение
Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики. Социально-психологическое обеспечение воспитательной дея ...

Исторический аспект проблемы санитарно-гигиенического воспитания родителей
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предысторию. Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р. Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в обр ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru