Этапы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя

Страница 3

Нравственные оценки самоограничивают человека, стимулируют к поиску «новых решений» или требуют действия «по традиции».

Основой нравственных оценок являются понятия: «хорошо», «добро», «благо», «справедливо». Вот почему нравственный аспект оценки должен входить во все виды оценок. На данном этапе учащимся необходимо знать, ради чего он оценивает, информацию, ситуацию. На этом этапе в единое смысловое целое объединяются потребности, интересы, установки, позиции. Следует подчеркнуть, что нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек не просто оценивает, но и одобряет, то есть оценивает как добрые, благие, хорошие.

Таким образом нравственные оценки вводят ограничения в действиях учащихся, их поведение, «являясь наставником добродетели» (Л. Фейербах).

По замечаниям А.В. Запорожца в процессе нравственной оценки «решается особый класс смысловых задач, путем мысленных преобразований данной ситуации, позволяющих обнаружить ранее скрытую положительную или отрицательную ценность для субъекта как сложившихся обстоятельств, так и действий, которые могут быть в них произведены». Как показало исследование для формирования нравственных оценок необходимо использовать педагогические ситуации, как единицы анализа образа жизни людей. Педагогическая ситуация позволяет раскрыть жизнедеятельность людей во всей ее целостности, разносторонности и оценить ее. Педагогические ситуации, направленные на воспитание нравственных ценностей, разделяются по содержанию на ситуации, раскрывающие сущность нравственных ценностей, и ситуации, раскрывающие характер взаимодействия личности с нравственными ценностями в разные исторические эпохи.

По характеру целей различают педагогические ситуации на ситуации для выработки индивидуально-личностных смыслов при усвоении нравственных норм и ситуации для обмена индивидуально-личностными смыслами между старшеклассниками.

Нравственные личностно-ориентированные ситуации позволяют старшеклассникам воспитывать социальный опыт (как вести себя должно, как поступать в данной ситуации в отношении себя, других людей, общества, природы).

Четвертый этап в воспитании нравственных ценностей связан с необходимостью выбора имеющих личностный смысл ценностей.

Выбор как элемент механизма воспитания нравственных ценностей всегда обращен в настоящее. Акт выбора сводится к акту принятия решений. Для того, чтобы совершить акт выбора, школьник должен знать возможные альтернативы, оценить их и предпочесть одну другой. В нравственном выборе существует альтернатива - «добро-зло».

Именно на основе выбора осуществляется изменение личности. Осуществления нравственного выбора помогает личности «подняться над собой», стать лучше во всех отношениях. Выбор ориентирован на внутренние резервы и душевный потенциал старшеклассника. Следует подчеркнуть противоречивую сущность выбора: она проявляется в том, что каждый самоопределяющийся старшеклассник обладает полной свободой выбора, но как член конкретного сообщества он ограничен в своем выборе нравственными нормами, правилами, интересами других людей. Поэтому на этапе выбора следует, разрешая нравственные личностно-ориентированные ситуации, прогнозировать последствия собственных поступков, принимать множественность подходов при решении ситуации, поддерживать старшеклассника в его попытках действовать на основе постоянного выбора. Реализация этого этапа осуществляется на основе включения учащихся в систему отношений, в которых происходит обмен ценностями в ситуациях выбора, отстаивания своих позиций.

Опираясь на исследования В. В. Николиной, мы включали старшеклассников на этом этапе в ситуацию ценностного противоречия, позволяющей осуществлять нравственный выбор между различными противоположными смыслами и значениями. В этой связи ценностное противоречие переживается и осознается личностью как трудность выбора и принятия решений, как поступок. Вместе с тем, на данном этапе наиболее сложным является выбор, связанный с самосовершенствованием личности. Самозапрещение (не сметь что-то делать ни при каких обстоятельствах), самовнушение (сделать к сроку, я смогу) и т .д. На этом этапе, по мнению Г .С. Батищева, «важно включать в учебный процесс задания на «поступок», задачу на внутреннюю работу души и духа, на внутренний выбор по собственной совести. Но принятие задач на поступки может совершаться не иначе, как внутри глубинной общности, внутри взаимной сопричастности друг другу». На данном этапе происходит «выстраивание внутреннего пространства» духовности, понимания нравственных законов, жизненных ценностей. Следует обратить внимание, что «из глубины бессознательного прорастают, корни креативности, оттуда бьют источники радости, счастья, и добродетели, там хранятся сокровища и ценности личности».

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Основа технологии целостного педагогического процесса
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Огромный опыт педагогических инноваций учителей-новаторов и авторских школ постоянно требует обобщения, теоретического осм ...

Анализ рабочей программы по дисциплине «Конструирование и производство автотракторной техники»
Цель изучения дисциплины «Конструирование и производство автотракторной техники» состоит в том, чтобы студент получил знания по теории автотракторного транспорта, общего устройства и конструктивных особенностей автомобилей, тракторов и специализированных транспортных средств на их базе, основных ко ...

Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников
Практика воспитания личности своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. В воспитании и развитии личности особое место занимают внутренние духовно-нравственные ценности. Ценности и идеалы тесно связаны с историческими факторами. В связи со сменой классов менялись представлени ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru