В педагогических исследования накоплен положительный опыт по выявлению механизмов воспитания ценностей у учащихся. В исследованиях зарубежных философов М. Шелера, В. Франка механизм воспитания нравственных ценностей основан на переживании, как акте любви и соучастии. В исследованиях А.В. Кирьяковой представлен обобщенный ценностный механизм, включающий стадии «поиск-оценка-выбор- проекция» Л.П. Разбегаева при формировании социальных ценностей выделяет три последовательных этапа: информативно-поисковый, оценочный, прогностический. Вызвать ветеринара москва скорая ветеринарная помощь круглосуточно в москве.
Для нашего исследования важно подчеркнуть, что нравственные ценности воспитываются на основе соотнесения субъектного опыта учащихся с бытующими в данном социуме нравственными образцами поведения. Задача классного руководителя - направить процесс воспитания на ценности, адекватные общечеловеческим для того, чтобы учащиеся идентифицировали себя с определенной культурой.
Нравственные ценности, выработанные цивилизацией, являются ее регулятивными компонентами и находят свое выражение в нравственных нормах, значениях, правилах во имя добра. На первых этапах своего развития механизм действия нравственных ценностей непонятен для ребенка. Многие из них они воспринимают на уровне правил «добро-зло», «хорошо-плохо», поэтому важнейшая задача воспитателя не просто дать ребенку набор норм, а помочь ему их осмыслить, насытить личностными смыслами, принять их как важнейшие жизненные регулятивы.
Нравственные ценности выражают конкретное понимание целей человеческого существования, представления о должном. Нравственные ценности реализуются в силу привычки, желания, в ответ на ожидания сообщества. Воспитанные нравственные ценности (добродетели) называют душевными качествами человека; они составляют основу его характера и поведения. Основу нравственных ценностей составляет отношение к другому как к самому себе. Следует подчеркнуть, что для человека, как существа родового, поддерживать в обществе систему нравственных ценностей значит поддерживать традицию, социальные и культурные константы бытия. Именно на нравственные ценности человек опирается в поисках самоопределения, самосовершенствования. Ориентация на нравственные ценности способствует выживанию человека в кризисных ситуациях, ориентироваться в постоянно изменяющемся мире.
Опираясь на исследование В.В. Николиной об этапах становления духовных ценностей, было выявлено пять взаимосвязанных и взаимодополняющих этапов в воспитании нравственных ценностей у старшеклассников (восприятие – означивание – оценивание - выбор ценностей - присвоение).
Процесс воспитания нравственных ценностей основан на теории интериоризации при воспитании ценностей, при которой происходит постепенное присвоение школьником образа поведения, переход его во внутренний план личности, что предполагает овладение нормам умений, развития мотивов поведения. Динамическая структура процесса воспитания нравственных ценностей представляет собой определенную последовательность его состояний за тот или иной период времени. Процесс воспитания нравственных ценностей - длительный процесс. В этой связи юношеский возраст наиболее синзетивен для их воспитания. Именно в этот период особенно активно на основе самоопределения осуществляется воспитание нравственных ценностей.
Первый этап — перцепционный, ориентированный на построение перцепционного образа, в основе которого лежит синтез духовно- нравственных ощущении. Рождающиеся образы выполняют двоякую функцию. Направленное вовнутрь объекта, они влияют на его личность, и это влияние неизмеримо сильнее косвенно связанных с реальной, предметной действительностью словесных пассажей. Направленные вовне, они регулируют поведение, в частности, продуктивную творческую деятельность. Данный этап тесно связан с эмоциями, переживаниями, уже имеющимися ценностями. В системе нравственных ценностей воплощается весь жизненный опыт, вся совокупность его переживаний, порожденных взаимодействием с окружающим миром. На этом этапе нередко осуществляется разрешение противоречий между желаемым и должным, добродетелью и пороком, приоритетом собственного блага и блага других. Для воспитания нравственных ценностей на этом этапе необходимо первоначально вызвать определенные нравственные чувства, переживания, позволяющие ориентироваться на добро. Переживания, связанные с нравственными ценностями, носят синтетический характер и определяются значимостью для регулирования собственного поведения. Переживания - механизм наращивания старшеклассниками душевного опыта, заботе о ближнем, доброжелательности, благодаря чему в дальнейшем происходит присвоение нравственных ценностей. Необходимо учесть, что восприятие нравственных ценностей, ориентированных на добро, благо, человечность, не может быть изолированным от сознания, осмысления воспринимаемого.
Новое в образовании:
Роль игры в психическом и личностном развитии ребенка
Чтобы понять детей, найти к ним подход мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребенка. Философы и педагоги др ...
Диагностика уровня сформированности у учащихся
экспериментального класса читательских умений
Экспериментальное исследование проходило в МОУ СОШ №12 в 3 «Б» классе. Класса состоящий из 21 ученика, был разделен на группы: экспериментальную и контрольную в экспериментальную вошло 10 человек, в контрольную группу - 11 человек Цель исследования – выявить у учащихся экспериментального класса уро ...
Место и роль личности в образовательном пространстве
Система образования занимает ключевое место в процессе вторичной социализации (процесс первичной социализации человек проходит в семье, со дня его рождения до того момента как ребенок отправляется в школу) и формировании личности ребенка. Посредством образовательного процесса ребенок получает предс ...