Роль схематической наглядности (и вообще средств наглядности), определяется не только задачей развития абстрактного мышления, но и задачей формирования конкретного мышления.
Следующие соображения позволят осознать смысл, назначение, особенности использования графических изображений при обучении школьников математике:
1. Использование графических изображений при формировании математических понятий способствует сознательному и прочному усвоению. Благодаря им математические связи и зависимости приобретают для учеников наглядный смысл, а в процессе их использования происходит углубление, закрепление и развитие математических способностей учащихся.
2. Как известно, в практике обучения нередко можно столкнуться с тем, что люди в процессе выполнения заданий (особенно в процессе решения задач) стремятся избежать трудностей, избежать активных мыслительных усилий. Одна из основных причин здесь кроется в том, что они не подготовлены к абстрактному мышлению.
Графики не только помогают учащимся в сознательном выявлении скрытых зависимостей между величинами, но и побуждают активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задач, помогают не только усваивать знания, но и овладеть, умением применять их. Как известно, эти условия необходимы, чтобы обучение носило развивающий характер.
3. Обучение теснейшим образом связано с воспитанием. Соблюдение точности и аккуратности при выполнении графиков помимо учебного имеет важнейшее воспитательное значение. Аккуратно выполненные графические изображения в значительной степени способствуют эстетическому воспитанию детей: снижают утомляемость, повышают, воспитывают внимание, они вырабатывают умения устанавливать связи между объектами, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей. И наоборот, грубый чертеж мешает увидеть скрытые в условиях задачи закономерности, на которых основано решение. Кроме того, графические упражнения требуют меньшей умственной напряженности, чем устные и письменные вычисления, и поэтому дети утомляются значительно меньше. Графические упражнения, соединяя работу “головы и рук” являются необходимым видом активной учебной деятельности.
Можно далее сказать, что графики создают большие возможности для активизации учебной работы по наблюдению, сравнению, обобщению и применению логических форм и мыслительных операций. Правильно построенные графические модели помогают организовать соответствующую работу, так как наглядно иллюстрируют то, что известно и что нужно определить.
Новое в образовании:
Убеждение как важнейший метод воспитания
Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе. Умело пользоваться словом обязан каждый учитель. Нельзя безответственно бросаться сл ...
Памятка для школьника по организации и планированию процессов
изготовления изделий на занятиях в учебных мастерских
1. Определи, каким должно быть изделие, которое будешь изготавливать. Для этого внимательно изучи чертеж или образец изделия, а также технические требования на его изготовление. 2. Выбери материал для будущего изделия. Рассчитай размеры заготовки. Припуски на обработку должны быть минимальными, но ...
Виды декупажа
Выделяют пять видов декупажа – прямой, обратный, художественный, объемный и декопатч. Все они кардинально отличаются между собой, пусть и объединены базовой техникой. Прямой или классический Прямой, или классический декупаж – это декорирование, во время которого картинка приклеивается непосредствен ...