В лучших образовательных играх человеческие страсти бурлят в полной мере. Более того, в имитационных играх используется эмоциональное возбуждение, а создатели игр стараются продумывать и выверять игровую драматургию, заведомо учитывая эти чувства. Природа «игрового интереса» ещё очень мало изучена. Ю.В. Геронимус выделяет такие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:
если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль;
удовольствие от контактов с партнёрами по игре;
удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока.
Видно, что игры отвечают важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и компенсируют событийную (средовую) монотонность повседневной жизни, изолированность от полноценной природной и социальной среды.
Размышляя о природе игры, сторонники биологической обусловленности игры считают, что здесь внутренние законы развития действуют с такой силой, что у детей самых разных стран и эпох, несмотря на все противоположности в окружающих условиях, всегда пробуждаются на определенных ступенях возраста одинаковые инстинкты игры.
Так, игры, связанные с бросанием, игры в куклы, безусловно, выходят из рамок времени и пространства, социального слоя, национальной дифференцировки, прогресса культуры. Специфический материал, над которым упражняются инстинкты движения, попечения, борьбы, может изменяться вместе со средой, но общие формы остаются неизменными.
В процессе игры детьми осваивается, прежде всего, сюжет (по Д.Б. Эльконину, например, при игре в «дочки-матери», в войну и др.), что обеспечивает трансляцию определённого элемента культуры как сюжета. Позднее, в процессе развития индивида уже имеющаяся форма социальных отношений наполняется (дополняется) содержанием.
Особая ценность игр для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе.
Последние годы разработчики игр для детей особенно акцентируют то, что игры развивают сообразительность, логику, пространственное воображение, математические, конструкторские и прочие способности, столь необходимые для творчества. Попытки обучать творчеству всегда вызывают интерес и уже этим привлекают общественное внимание. Однако до сих пор сторонники новых подходов в педагогике развития, в частности с помощью игровых методов, утверждая, что происходит обучение творчеству. В отличие от многих других способов подталкивания, «обучения» индивидуальному творчеству, игры открывают мир – создают образовательную среду сотворчества. Необходимо не только «узнать – вместе», «понимать – вместе», но и «действовать – вместе».
Принято считать, что человек сам учится думать, однако сложным способам мышления люди специально учат друг друга. Участие в играх – одна из форм освоения сложных форм одновременного мышления на разных уровнях решаемой проблемы.
Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре, что соответствует данным психологии, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.
Новое в образовании:
Проблемы правового регулирования воспитательной работы с осужденными к
лишению свободы
Согласно ст. 9 УИК воспитательная работа рассматривается в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Она призвана сформировать у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, повысить их образовательный и культурный уровень. По ...
Разработка
проекта информационной безопасности школьника
Актуализация качественно новых угроз безопасности учащихся, затрагивающих сущность информационной связи общества и человека, а также отсутствие педагогических условий обеспечения информационной безопасности школьника в системе образования свидетельствует об актуальности данного исследования. Основн ...
Выявление особенностей творческого воображения у детей с задержкой психического
развития
Экспериментальное исследование проводилось во 2 а и во 2 б классах средней школы №2 г. Белозерска, где обучаются нормально развивающиеся дети и дети с задержкой психического развития. Для определения уровня развития творческого воображения были использованы следующие методики: 1. Методика «Несущест ...