5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений, но в учебных целях его полезно выделить. Это позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегда присутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его знанием еще одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию жизни.
6. Умение осваивать художественную идею произведения.
Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.
В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать картины способствует воссозданию образа – персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по-новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.
Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.
Одним из трудно формируемых читательских умений, связанным с умением анализировать устно-поэтические произведения, является умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (особая ритмичность, звукопись, разные виды тропов, повторы, инверсии и т.д.).
Маленькому читателю порой необязательно заучивать названия разных тропов, хотя некоторые термины (сравнение, эпитет, олицетворение) школьники осваивают достаточно быстро и легко.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы научить начинающего читателя видеть функциональность, содержательность данных средств поэтического языка, ощущать их неповторимость и красоту. Поэтому не стоит на уроке ограниваться заданием: «Перечитайте и подчеркните эпитеты (сравнения и т.д.)». Необходимо помочь учащимся раскрыть содержательность этих поэтических средств, используя следующие типовые вопросы:
Какие слова кажутся вам наиболее красивыми, необычными, звучными?
Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
Какую картину они позволяют нарисовать?
Какие чувства, мысли хотел передать с их помощью поэт?
Важным и сложным читательским умением является умение воспринимать образ-персонаж устно-поэтического произведения, т.е. эмоционально относиться к нему, сопереживать, сорадоваться вымышленной жизни придуманного героя. В дальнейшем, на более сложной ступени развития этого умения, читатель учится умению видеть особенности характера, мотивы поведения персонажа.
Для развития этого умения нужно учить читателя видеть, как, с помощью каких художественных средств, создается образ-характер в произведении. Это будет способствовать эстетическому развитию ребенка, становлению его как настоящего читателя.
Формирование данного умения опирается на ряд методических приемов, обусловленных спецификой художественных средств создания образа-персонажа.
Художественные средства создания образа-персонажа |
Методические приемы, способствующие пониманию образа-персонажа |
1. Изображение поступков персонажа как основное средство создания характера. |
1. Перечитывание и выборочных пересказ текста с целью выявления мотивов и последствий поступков персонажа. |
2. Изображение внутреннего мира героя, его размышлений, переживаний, внутренней речи. |
2. Перечитывание, выборочный пересказ с целью акцентировать внимание читателя на внутреннем мире героя, на что ребенок мало обращает внимания при самостоятельном чтении. Сопоставление внутренних переживаний персонажа и его поступков. |
3. Изображение внешней речи персонажа как одного из основных средств характеристики героя. |
3. Чтение по ролям. Работа над выразительностью речи персонажа. Анализ авторских ремарок. |
4. Изображение портрета персонажа (внешний вид, мимика, одежда). |
4. «Расшифровка» внешности героя, его мимики, жестов, с целью выявления внутреннего состояния и характера персонажа. |
5. Изображение природы (пейзаж) и окружающей обстановки (интерьер) как средства косвенной характеристика внутреннего мира и характера персонажа. |
5. Анализ пейзажных зарисовок и предметов окружающей обстановки с целью углубить представления о персонаже. |
6. Изображение персонажа в его сложных отношениях с окружающими людьми. |
6. Выявление отношений с другими персонажами. |
7. Создание индивидуального, неповторимого характера. |
7. Создание развернутой характеристики героя по определенному плану. Творческий пересказ от лица героя с целью выявления его характера и внутренних переживаний. |
Новое в образовании:
Особенности воспитания в семье
Особенные, специальные условия жизни требуются ребёнку с нарушением опорно-двигательного аппарата уже с рождения. Первыми, кто должен их обеспечить – это его родители. Отношение к ребёнку в семье, его воспитание имеют важнейшее значение для его последующего развития. К сожалению, в некоторых семьях ...
Психолого-педагогические особенности младших школьников
Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ жизни ребенка. В детском саду или дома его день был заполнен интересной и разнообразной деятельностью. Теперь ребенок должен по несколько часов в день сидеть на уроках. Он должен быть внимателен к тому, что пишет или рисует учитель, дела ...
Разработка урока "Развитие проблематики в сочинениях А.П.Чехова"
Антон Павлович Чехов — русский писатель, прозаик, драматург. Родился 17(29) января 1860 года в г. Таганроге. Умер 2(15) июля 1904 года в г. Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Антон учился в греческой школе, затем в классической гимназии. Одним из семейных домашних ...