Организация воспитательной системы в образовательном учреждении

Педагогика и воспитание » Воспитательная система с младшими школьниками » Организация воспитательной системы в образовательном учреждении

Страница 5

Воспитательная работа строится по общей схеме взаимодействия с ребенком: диагностика внутреннего мира ребенка; составление прогноза его ближайшего развития и программы оказания помощи и поддержки; патронаж и оказание социально-педагогической помощи и поддержки.

Причем диагностический блок на этом направлении необходим для более детального изучения проблем именно ребенка, выяснения взаимоотношении его с членами семьи. Составление прогноза осуществляется на основе собранной информации по всем вышеуказанным направлениям, а непосредственно в работе с ребенком составляется ближайший перспективный план работы с ним. Процесс диагностики имеет следующую структуру, применительно к направлениям ученик и родитель: констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка; осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая; выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных; сбор дополнительной информации; проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных. При неподтверждении гипотезы повторение процедуры диагностирования.

Учащиеся, оказавшиеся в своеобразной группе риска, как правило, требуют к себе индивидуального и дифференцированного подходов, зависящих от конкретных причин неблагополучия. Но в тоже время нельзя допустить, чтобы дети чувствовали ущербность в отношении к ним со стороны сверстников, старших, педагогического коллектива. В этом далеко не последнюю роль играет вовлечение их в личностно значимую и общественную деятельность, которая чаще всего ограничивается участием ребенка в мероприятиях. Социально-психологическая служба школы стремится также оказывать комплексную помощь таким детям, выраженную в оказании поддержки в решении личностных проблем (взаимоотношения с окружающими, формирование адекватной самооценки и т.д.), решении проблем, связанных с обучением и взаимоотношении с родителями, оказании помощи и поддержки во взаимодействии с внешними структурами и объединениями, защите их прав и интересов. Неплохо себя зарекомендовали советы самоуправления, в которые целесообразно вовлекать именно учащихся данной категории, где они не только смогут реализовать свой творческий потенциал, чувствовать свою значимость, но ощущать контроль со стороны сверстников за своими деяниями и поступками. Не стоит забывать, что основной процент учащихся также склонен к правонарушениям, у них наблюдается пониженная мотивация к обучению, ярко проявляются проблемы во взаимоотношениях.

Учет возрастных и, как уже отмечалось, индивидуальных особенностей детей с опорой на общечеловеческие ценности, позволяет осуществлять не только мониторинг учащихся, но и оказывать им посильную помощь и поддержку, вовлекая в общественную жизнь классного коллектива и личностно значимую для них деятельность.

Направление «родитель (семья)». Собственно ключевое направление в работе с семьей. Причем алгоритм взаимодействия существенно не отличается от общепринятой технологической цепочки: получение информации о неблагополучной семье; диагностика семьи; составление программы оказания помощи данной семье; реализация программы и мониторинг состояния проблемы.

В начале учебного года классным руководителем приводится комплексное исследование, направленное на выявление таких семей, состоящее из нескольких блоков.

Первый блок основан на изучении имеющейся документации в образовательном учреждении (личные дела, характеристики из детского сада, материалы ОДН).

Второй блок состоит в составлении социального паспорта семей школы на основе анкетирования «Социальный статус семьи», где выявляется социальный состав семей учащихся по следующим критериям: полная либо неполная семья; материальное благополучие семьи; образование родителей; возрастной ценз родителей; социальная группа (социальный статус) родителей.

Как правило, исследование проводится в первую неделю сентября с помощью классных руководителей и самих учащихся.

Третий блок включает в себя анкетирование родителей «Взаимоотношения в семье», которое проводится на первом родительском собрании. На основании проведенного исследования составляется перечень проблем современной семьи и потенциальный показатель наличия семей «группы риска».

Четвертый блок предполагает более детальное диагностирование выявленных по итогам первых трех блоков семей. Чаще всего основными методами диагностики служат беседы, тестирование, анкетирование, консультации со специалистами, где раньше наблюдалась семья и ребенок из данной семьи. Данную диагностическую работу проводит уже социально-психологическая служба, направленную на диагностику внутрисемейных взаимоотношений (опросник родительского отношения к детям, методика «Типовое семейное состояние», методика «Анализ семейной тревоги»), подборку анкет по различным вопросам.

По итогам углубленной диагностики составляется характеристика на ребенка и семью и определяется примерный план работы с ними. Обычно, если ситуация не слишком критическая, патронат заключается в оказании консультативной помощи и простом контроле. Если же ситуация более сложная, например, семья пьющая, то привлекается система профилактики образовательного учреждения. Основанный социальным педагогом школы Николаевой Н.Л., Совет Содействия семье и школе, призван оказывать содействие в разрешении проблем, связанных с нарушением этики семейных взаимоотношений и оказании консультационной помощи семьям группы риска. Также одна из функции Совета Содействия семье и школе – предупреждение кризиса в детско-родительских отношениях и неблагополучия семьи. Основная форма работы совета – круглый стол, также проводятся тренинговые занятия с привлечением психолога. Ребенок и семья ставится на учет в школе. За данной семьей и учеником осуществляется контроль со стороны классного руководителя и социального педагога с привлечением при необходимости специалистов других ведомств. Совет содействия семье и школе состоит из социального педагога, психолога, члена родительского комитета, представителей учреждении здравоохранения и социальной защиты, инспектора по делам несовершеннолетних.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое в образовании:

Анализ формирования мышления в традиционном преподавании биологии
В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения: Объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным); Проблемное; Программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение. Педаг ...

Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства дошкольным учреждением
Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом. Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продум ...

Описание курса новейшей истории и особенности его преподавания
Курс новейшей истории является органической частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму социальных, экономических, правовых, политических знаний, уже готовы к восприятию реальной картины современного мира во ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru