Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной краеведческой работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.
Индивидуальная работа
— это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, например: подготовка докладов, иллюстрированных альбомов, отражающих особенности своего края, и т.д. Это позволяет каждому ученику найти своё место в общем деле. Такая деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся, что выясняется путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.
Кружковая внеклассная краеведческая работа
способствует развитию интересов и творческих способностей школьников. Наиболее распространены такие ее формы, как экскурсии, встречи с интересными людьми, старожилами края, выставки, смотры и др. Школьный кружок
не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает им стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и способствует углубленному усвоению знаний, развивает интерес и творческие способности, формирует практические умения школьников. Для активизации деятельности членов кружка важно их участие в выпуске краеведческих стенгазет, составлении викторин, обсуждении прочитанных книг, изготовлении фотомонтажа, различных наглядных пособий по истории и современной жизни края. Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера. Известный методист-историк А.А. Вагин подчеркивал, что «кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий по краеведению» (Вагин 1972: 25). Кружок - доступная форма внеклассной краеведческой работы с учащимися ЗПР. Кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной краеведческой работы, дает возможность детям с ЗПР организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, в проведении внеклассных мероприятий по краеведению.
К объединяющим формам краеведческой
работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Углубленная постоянная и систематическая краеведческая работа иногда приводит к созданию в школах краеведческих музеев.По профилю они могут быть краеведческие, краеведческо-литературные, природоведческие, художественные.
Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов, объединяющая не только членов кружка, но и педагогов, учащихся школы, их родителей. Н.Г. Дайри отмечал: «Воспитание интереса к краеведению, понимание ценности памятников истории и культуры, гордость за деяния славных земляков - одна из основных задач школьного краеведческого музея». На базе школьного музея возможно проведение разнообразных занятий с детьми.
Необходимо так же содружество школы с местными музеями (в том числе и с краеведческим музеем), что позволяет решать как воспитательно-развивающие, так и образовательные задачи. В музеях на занятиях для детей с ОВЗ должна быть создана та атмосфера доброжелательности и открытости, в которой комфортно и интересно получать новые знания, а это одно из главных условий обучения и воспитания личности.
Новое в образовании:
Содержание двигательного режима в группе детей с задержкой психического
развития
Двигательный режим - часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др. С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличе ...
Языковые особенности устно-поэтических произведений
Произведения устно-поэтического творчества издревле являются составной частью детской литературы. Некоторые из них (и даже целые жанры) создавались специально для маленьких слушателей (читателей), другие же перешли к ним из числа бытовавших первоначально только среди взрослых. Хранителями и распрос ...
Методические рекомендации и план работы в повседневной жизни по
оптимизации двигательной активности детей с задержкой психического развития
С целью оптимизации двигательной активности в детском саду, для детей с ЗПР необходимо создание специальных педагогических условий, предполагающих индивидуально-дифференцированный подход к формированию двигательных навыков и применение комплекса коррекционно-профилактических мероприятий, включающих ...