Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства.
Повышение эффективности воспитательной работы предполагает формирование культуры оценочной деятельности учителей и развернутость взаимооценочной деятельности воспитанников.
Вовлеченность воспитуемых в самооценочную деятельность способствует их выходу на самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития.
Самовоспитание — это самостоятельная и активная творческая деятельность ученика.
Задача воспитательной работы - сформировать положительную мотивацию, для включения в эту деятельность. Педагогическое управление воспитанием предполагает периодическое ознакомление учащихся с научно-популярной литературой по вопросам самовоспитания, организацию самооценочной деятельности, ознакомление учащихся с ее результатами, помощь в выработке индивидуальных программ самовоспитания .
Самовоспитание - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.
В процессе самовоспитания учащиеся должны осуществлять следующие действия: анализировать свой внутренний мир, посредством самонаблюдения, сравнивая себя с другими, идеалом, давать оценку; выделять свои «плюсы» и «минусы», от которых предстоит избавиться; ставить цели и разрабатывать программу деятельности по самосовершенствованию одних и устранению других качеств; участвовать в деятельности - трудовой, учебной, профессиональной, познавательной и др. - по достижению поставленных задач с помощью волевых усилий; осуществлять саморегуляцию этой деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при необходимости корректировать, т.е. уточнять цели.
Регулярно занимаются самовоспитанием немногие, и мало кто их к этому побуждает, поэтому заметных успехов добиваются лишь единицы.
Самовоспитание большинства учащихся нуждается в педагогическом стимулировании, что предполагает управление саморазвитием личности, сочетание целей воспитания и самовоспитания.
Педагог решает целый комплекс задач: способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, включает их в различные виды деятельности и социальные отношения, участвуя в которых они выполняют социальные роли.
Стимулирование связано с разрешением основного противоречия - между достигнутым уровнем развития учащихся и теми требованиями, которые к ним предъявляет общество. Процесс стимулирования самовоспитания предполагает диагностику самовоспитания, организацию разносторонней жизнедеятельности учащихся.
Диагностика самовоспитания - это изучение того, насколько осознанно, целенаправленно, разносторонне, регулярно, активно сами учащиеся развивают свою личность, что их к этому побуждает или, что мешает этому процессу.
Новое в образовании:
Понятие о ДЦП. Виды и формы ДЦП. Прогноз
Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни. Время воздействия вредоносных факторов определяет картину боле ...
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования
Инновации в образовании. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта ...
Диагностика
профессиональной направленности личности учителя
Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного ко ...