Экспериментальное исследование проводилось на базе 52 школы г. Орска. Контрольную группу составили 15 детей 3 "Б" класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 3 "А" класса.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа.
Для исследования были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение.
Эксперимент проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп отдельно, и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. Анкета состоит из восьми вопросов. Экспериментатор предлагает ответить на вопросы анкеты.
Оценка результатов:
7 - 8 правильных ответов - высокий уровень;
4 - 6 правильных ответов - средний уровень;
1 - 3 правильных ответов - низкий уровень.
Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.
Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
Выявление уровня экологической образованности младших школьников
Цель: выявить уровень сформированности экологической культуры и экологических знаний у учащихся.
Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:
интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребенка их анализировать;
участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
общением с представителями животного и растительного мира, вызванном в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.
Опираясь на выделенные критерии, по которым можно судить о сориентированности экологической культуры ребенка, нами были составлены вопросы.
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(согласен; не согласен)
Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
согласен не согласен
Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
согласен не согласен
Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
согласен не согласен
Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
согласен не согласен
Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
согласен не согласен
Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен не согласен
Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
согласен не согласен
Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
согласен не согласен
Также нами была составлена анкета для выявления уровня экологических знаний.
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(согласен; не согласен)
Птиц зимой следует подкармливать.
согласен не согласен
Береза, клен, рябина относятся к лиственным деревьям.
согласен не согласен
Если уничтожить всех мышей, то в природе не произойдет никаких изменений.
согласен не согласен
Наша котельная загрязняет окружающую среду.
согласен не согласен
Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных.
согласен не согласен
Мы можем спасти природу, если каждый человек будет ее охранять.
согласен не согласен
Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых.
согласен не согласен
На закрытых местах покров снега больше.
согласен не согласен
Для выявление уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента - метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.
Новое в образовании:
Проблема творчества вообще и роль творчества в развитии личности
В настоящее время проявляется огромный интерес к проблемам педагогики и психологии творчества в социальной и экономической, материальной и духовной сферах жизни. Несмотря на то, что творчество изучалось и ранее, оказалось, что в современных условиях, в развитие его педагогических и психологических ...
Результаты исследования адаптации ребенка в коллективе на примере
объединения дополнительного образования театральной студии «Шанс» Полянской
школы-интерната
Всем известно, что любая работа оценивается, конечно же, прежде всего по видимому конкретному результату. Особенно это касается театральных занятий. Ведь их результат, как ни какой другой, виден наглядно на сцене. Никто не знает как проходят занятия в театральной студии, как протекает учебный и тре ...
Сущности научного исследования теоретического мышления
Проблема интеллектуального развития школьников в процессе обучения не нова, но и сегодня требует дальнейшего изучения. Изменения, происходящие в характере труда, обуславливают появление новых требований, которые предъявляются к образованию. Успешность выполнения трудовых операций в настоящее время ...