Для удобства пользования дидактическими пособиями логопед оформляет специальную картотеку.
Оборудование логопедического кабинета на школьном пункте дополнительно включает:
1. Специальные пособия для развития фонематической дифференцировки (набор парных предметных картинок, соответствующих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной звуковой и слоговой сложностью); наборы картинок, соответствующих словам с различным местоположением букв: в начале, в середине, в конце.
2. Наборы различных слов и картинок для составления предложений; набор опорных фраз для составления рассказов; фразы с пропусками слов, различных по их грамматической принадлежности и по степени (характеру их связи с фразеологическим контекстом).
3. Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов.
4. Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов.
5. Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов.
6. Наборы букв разного шрифта; цифр; элементов букв и цифр, наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования.
7. Стихи, пословицы, басни с разработанными к ним вопросами, поговорки, юмористические рассказы.
8. Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом.
9. Картинки, изображающие предметы и действия; сюжетные картинки различной сложности; последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами.
10. Книги для чтения, сборники диктантов, азбуки, географические карты, наборы пластинок.
Отбор в детские сады (группы) для детей с нарушениями речи.
Развивающаяся сеть дошкольных учреждений специального назначения для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта и опорно-двигательного аппарата позволяет создать благоприятные условия для дифференцированного обучения и воспитания дошкольников в зависимости от ведущего дефекта.
Успешное решение задач коррекционного обучения в группах специального назначения во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно было определено речевое нарушение, от степени его тяжести и начала коррекционных занятии. Своевременное выявление дошкольников с нарушениями речи, правильное комплектование их в группы и специальное обучение позволяют добиться положительных результатов в обучении и воспитании детей и создают благоприятные условия для дальнейшего развития и обучения их в школе.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными речевыми аномалиями.
Для реализации дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей, имеющих различные речевые нарушения, в дошкольных учреждениях создаются следующие группы:
• для детей с общим недоразвитием речи (3—6 лет);
• для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (5—6 лет);
• для детей с нарушением произношения отдельных звуков (5—6 лет);
• для заикающихся детей (2—6 лет).
Отбор детей с нарушениями речи в специальные ясли-сады, детские сады и отдельные группы при массовых детских садах и комплектование групп в них производится на заседаниях медико-психолого-педагогических комиссий и осуществляется на основе соблюдения следующих принципов:
1. Принцип отграничения детей с нарушениями речи от других аномалий. В дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями речи только в том случае, если они имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект.
В связи с этим серьезное внимание уделяется правильной диагностике речевых нарушений и отграничению детей с речевыми аномалиями от сходных состояний (нарушения речи при умственной отсталости, задержке психического развития, нарушениях слуха).
Большое значение в правильной диагностике приобретает понятие первичного и вторичного дефекта. Так, у ребенка со сниженным слухом могут быть тоже нарушения речи, обусловленные состоянием слуха. В таком случае нарушение слуха рассматривается как первичный дефект, а нарушение речи — вторично. Эти дети принимаются в дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха.
Новое в образовании:
Двуполушарный подход в обучении, как средство развития мышления
Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а правополушарные – за отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И.П.Павлов пришел к выводу, что всех людей можно разделить на два типа – художников и мыслителей. Связано это с одной из особен ...
Общие правила организации групповой работы на уроке
Групповая работа учащихся давно вошла в школьную жизнь. Каковы же дидактические условия, с учетом которых должна строиться эта форма обучения? Эти условия описаны в работах эстонского ученого Х.И. Лийметса «Групповая работа на уроке», И.М. Чередова «Система форм организации обучения в общеобразоват ...
Уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников
Для того чтобы определить исходный уровень эстетической культуры школьников и отследить в динамике процесс эстетического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования необходимо уточнить уровни, критерии и показатели эстетической культуры школьников. Учреждение дополнительного образо ...