Возможно использование методики определения потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах, исходя из особенностей реализации различных методов обучения. Такая методика позволяет выявить нижеследующий перечень групп потребностей системы образования в ЦОР.
1. Потребность в ЦОР, способствующих формированию знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечению необходимого уровня усвоения учебного материала (обучающие ЦОР).
2. Потребность в ЦОР, способствующих отработке разного рода умений и навыков, повторению или закреплению пройденного материала (тренажеры).
3. Потребность в ЦОР, повышающих эффективность контроля, измерения или самоконтроля уровня овладения учебным материалом (контролирующие ЦОР).
4. Потребность в ЦОР, сообщающих сведения, способствующих формированию умений и навыков систематизации информации (информационно-поисковые и информационно-справочные ЦОР).
5. Потребность в ЦОР, обеспечивающих визуализацию изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения (демонстрационные ЦОР).
6. Потребность в ЦОР, предоставляющих возможность проведения удаленных экспериментов на реальном лабораторном оборудовании (лабораторные ЦОР).
7. Потребность в ЦОР, моделирующих объекты, явления или процессы с целью их исследования и изучения (моделирующие ЦОР).
8. Потребность в ЦОР, автоматизирующих различные расчеты и другие рутинные операции (расчетные ЦОР).
9. Потребность в ЦОР, способствующих созданию учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме (учебно-игровые ЦОР).
10. Потребность в ЦОР, способствующих организации досуга учащихся, развитию у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств (игровые ЦОР).
11. Потребность в ЦОР, способствующих организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности, доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам (коммуникационные ЦОР).
Цифровые образовательные ресурсы должны удовлетворять потребностям системы общего и начального профессионального образования в качественных ЦОР. В связи с этим соответствующая система потребностей и принципов обеспечения качества ЦОР должна лежать в основе методики принятия решения о включении конкретного информационного источника в формируемую коллекцию цифровых образовательных ресурсов. школа алгебра компьютер занятие
Психолого-педагогические, технические, технологические, функциональные, дизайн-эргономические, здоровьесберегающие и эстетические требования, предъявляемые к качеству цифровых образовательных ресурсов, неоднократно публиковались. В настоящей статье отметим лишь, что создание и использование цифровых образовательных ресурсов должно сопровождаться соответствующим документированием с целью обеспечения интерфейса между разработчиками, заказчиками и пользователями ЦОР, а также для обеспечения возможности освоения и совершенствования функций ЦОР. Документация к ЦОР должна быть полной и соответствовать реальным ресурсам, включаемым в коллекцию цифровых образовательных ресурсов.
Качество каталогизируемых ЦОР (соответствие ЦОР перечисленным и упомянутым потребностям системы образования) в значительной степени может быть обеспечено и проконтролировано традиционными экспертными методами на основе определения соответствия существующих в системе Министерства образования и науки России нормативно-правовых документов (ГОСТов, государственных образовательных стандартов, типовых учебных планов, рабочих программ, и пр.), в рамках деятельности учебно-методических объединений, советов и пр.
Установление степени соответствия цифровых образовательных ресурсов требованиям
качества и потребностям системы образования должно предшествовать включению ЦОР в коллекцию цифровых образовательных ресурсов.
Формирование такой коллекции, должно осуществляться на основе учета данных, публикуемых авторами ЦОР в обязательном содержательном описании каждого цифрового образовательного ресурса. Определение основных направлений (спецификаций) содержательного описания ЦОР порождает как соответствующую рубрикацию и каталогизацию информационных источников в коллекции, так и перечень основных действий, способствующих формированию коллекции.
По своей сути спецификации содержательного описания являются жестко фиксированной системой требований, которым наряду с другими уже перечисленными требованиями, должен отвечать цифровой образовательный ресурс для полноценного учета в формируемой коллекции. При этом несоответствие того или иного ЦОР спецификациям содержательного описания не является свидетельством низкого качества ЦОР, а лишь затрудняет его полноценное вхождение в коллекцию цифровых образовательных ресурсов.
Новое в образовании:
Анализ рабочей программы по дисциплине «Конструирование и производство
автотракторной техники»
Цель изучения дисциплины «Конструирование и производство автотракторной техники» состоит в том, чтобы студент получил знания по теории автотракторного транспорта, общего устройства и конструктивных особенностей автомобилей, тракторов и специализированных транспортных средств на их базе, основных ко ...
Диагностика уровня сформированности у учащихся
экспериментального класса читательских умений
Экспериментальное исследование проходило в МОУ СОШ №12 в 3 «Б» классе. Класса состоящий из 21 ученика, был разделен на группы: экспериментальную и контрольную в экспериментальную вошло 10 человек, в контрольную группу - 11 человек Цель исследования – выявить у учащихся экспериментального класса уро ...
Особенности изучения однородных членов предложения
в начальной школе
Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей - одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах школы. Значимость работы над предложением обусловлена, прежде всего, его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно по ...