Реализация системного подхода в работе педагога дополнительного образования детей

Педагогика и воспитание » Особенности развития личности педагога дополнительного образования » Реализация системного подхода в работе педагога дополнительного образования детей

Страница 2

Системная организация воспитательно-образовательного процесса осуществляется чаще всего вокруг изначально сформулированных целей и задач. Тогда целевой компонент становится основанием выстраиваемой педагогической системы. Конечно, можно выстраивать педагогическую систему и размещая в её основание, например, тот или иной новаторский метод. Система в этом случае останется системой, но системой иного рода, с иными функциями и спектром решаемых задач. Но все же каждодневная практика убеждает в особой значимости именно целевого компонента как исходного момента и базового основания для выстраивания целенаправленной воспитательно-образовательной деятельности педагога.

Закономерно – чем белее тщательно педагогом-практиком проработаны цель и сформулированы задачи, тем очевиднее становятся приемлемые способы их достижения, прорисовываются необходимые формы, средства и методы, тем более рельефные черты приобретают адекватные системному основанию принципы и условия обучения и так далее. Конечно, каждый из компонентов конструируемой педагогической системы (цель, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, условия и результаты) самостоятелен, но при детальном их, поэлементном, анализе оказывается, что каждый из них не сводим к системе работы педагога в целом. Это оказывается лишь гранью, характеризующей отдельную сторону целостного профессионального опыта педагога. Но гранью важной, составляющей исходную базу для комплексного системно-целевого анализа опыта профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

В работе детского творческого объединения как системно-функционирующего объекта всегда можно выделить план внешнего и внутреннего функционирования. Это тоже существенный признак системности. Естественно предположить, что существует внутрисистемный план жизнедеятельности детского творческого объединения. Его можно определить как деятельность, проводимую на уровне «внутрикружковой» работы, организации деятельности творческого объединения, условно говоря, в себе самом. В то же самое время деятельность детского творческого объединения есть органическая часть внешне функционирующей системы. Ведь детское творческое объединение – самый структурно выявленный элемент общей системы образовательно-воспитательной деятельности конкретного учреждения дополнительного. Это – основная единица функционирования учреждения дополнительного образования как целостной педагогической системы. Своеобразным переходным звеном системной организации работы учреждения в этом случае будут такие функционирующие структурные элементы как различные организационно-управленческих подразделения данного учреждения дополнительного образования.

Системно-организованный педагогический объект характеризуется также признаком иерархичности. По этой причине деятельность всякого отдельного творческого объединения должна рассматриваться как часть другой, еще более сложной системы, включая, например, систему не только внекружковой работы в учреждении дополнительного образования, но и в целом педагогической системы деятельности учреждения дополнительного образования в микрорайоне, районе, селе, городе и др.

Известно, что для сохранения жизнеспособности любой педагогической системы она должна обладать способностью непрерывно изменять свои состояния, самообновляться, сохраняя при этом свою качественную определенность. Этот признак системно организованного педагогического объекта очень важен для педагога дополнительного образования как руководителя детского творческого объединения. Педагогу дополнительного образования важно непрерывно совершенствовать систему работы детского творческого объединения, развивать. Непрерывно самовосстанавливать ее жизнеспособность. За счет чего и как - это уже разговор о возможностях опытно-поисковой, исследовательской и инновационно-творческой деятельности педагога. Обстоятельное обсуждение этого вопроса будет осуществлено в следующих разделах пособия. Здесь же в качестве типичного примера укажем, что выход на создание не только авторской программы, но и технологии работы по ней есть уже попытка системного анализа своей работы, а значит и реальный шаг в направлении научно-методического поиска путей развития, совершенствования, качественного обновления сложившейся системы работы педагога с детским творческим объединением. Это возможность увидеть глубинно-аналитические моменты своего опыта, определить его сильные и слабые стороны, системно целостно оценить, а значит, и наметить логику движения на будущее.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Конфликты как психолого-педагогическая проблема
Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано ...

Понятие об абилитации и реабилитации у детей с ДЦП
Термин «реабилитация» в детском возрасте и у взрослого человека имеет разное содержание. У взрослого человека реабилитация это достаточно ограниченный во времени процесс, направленный на повторное приспособление личности больного к социально-бытовой среде через восстановление нарушенных функций и т ...

Этапы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя
В педагогических исследования накоплен положительный опыт по выявлению механизмов воспитания ценностей у учащихся. В исследованиях зарубежных философов М. Шелера, В. Франка механизм воспитания нравственных ценностей основан на переживании, как акте любви и соучастии. В исследованиях А.В. Кирьяковой ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru