При переходе со второго на третий уровень сформированности коммуникативных действий необходимо обеспечить знание правил общения и этикета. Дать представление о невербальных средствах общения, их происхождении, значении и роли в жизни людей. Учить самостоятельно вступать в контакт в стандартных (типовых) ситуациях, используя типовой набор коммуникативных действий (действия по образцу, задаваемому педагогом), т.е. учить применять на практике знания правил и норм с целью отработки принятых в обществе стереотипов умений и навыков культуры общения.
Чтобы сформировать у учащегося коммуникативные действия четвертого уровня нужно закреплять стереотипы коммуникативных действий, учить с помощью педагога соотносить характер коммуникативных действий с особенностями ситуации общения, т.е. учитывать интересы собеседника в типовой (стандартной) ситуации. Учить перестраивать характер, тему и тон общения в зависимости от изменения среды и ситуации, осознавать причины собственных затруднений; обучать приемам завершения разговора. Вырабатывать умения и навыки публичного выступления перед знакомой аудиторией.
Для перехода с четвертого на пятый уровень необходимо учить вступать в контакт, шаг за шагом анализируя незнакомую (нетиповую) среду или ситуацию общения, модифицируя (изменяя) способ общения. Учить тому, как правильно начинать, продолжать и поддерживать (или прерывать) и завершать общение с незнакомым собеседником, анализировать результаты общения, вносить коррективы в собственные коммуникативные действия. Вырабатывать умения и навыки публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Для перехода на последний, шестой уровень, необходимо учить использовать умения и навыки, культуры общения в организации сотрудничества, коллективных действий, в решении спорных проблем, отстаивании собственной точки зрения, жизненной позиции и т.д., уважая право собеседника на собственное мнение по любому вопросу.
Теперь рассмотрим уровни сформированности письменной компетентности у учащихся.
Таблица 3. Письменная компетентность
УРОВЕНЬ 1 |
соблюдает правила оформления документов (материалов, выводов и т.п.), предложенные учителем. |
УРОВЕНЬ 2 |
демонстрирует владение способами предъявления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.); соблюдает жанр, нормы и правила оформления документа, согласованные с учителем. |
УРОВЕНЬ 3 |
определяет цель и аудиторию для предъявления информации; использует ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки, резюме). |
УРОВЕНЬ 4 |
самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации, и носители информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта. |
Публичное выступление | |
УРОВЕНЬ 1 |
готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе или результатах работы; отвечает на уточняющие вопросы. |
УРОВЕНЬ 2 |
демонстрирует владение способами предъявления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.); готовит по образцу, который предложен учителем, и делает публичное выступление о цели, ходе, содержании полученной информации или результатах проекта; отвечает на вопросы, направленные на понимание темы. |
УРОВЕНЬ 3 |
самостоятельно ставит цель публичного выступления; самостоятельно выбирает жанр публичного выступления, в соответствии с его целью и характером информации; отвечает на вопросы, направленные на развитие содержания выступления; использует ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки, резюме). |
УРОВЕНЬ 4 |
самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации, и носители информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта; демонстрирует владение способами (риторические, невербальные, логические и т.п.) воздействия на аудиторию; отвечает на вопросы, направленные на дискредитацию его позиции; организует обратную связь с аудиторией. |
Новое в образовании:
Организация опытно-экспериментальной работы в школе № 75 города Оренбурга
Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно они актуальны теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы: экономически ...
Методы и методики выявления исходного состояния
психомоторного развития у детей с ДЦП для дальнейшей абилитации и реабилитации
Изучение психомоторного развития детей представлено как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Нейропсихологические исследования детей представлены в психологической, нейропсихологической, патопсихологической, медицинской, нейрофизиологической литературе. Созданы диагностические методики, ...
Реализация системы упражнений при работе над
однородными членами предложения в 4 классе
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Апробация проводилась на базе МОУ "Лицей" в 4 "Г" классе. В данном классе обучается 24 учащихся, из них 23 участвовали в опытно-экспериментальном исследовании, которое проводилось в три э ...