Межпредметная интеграция достигается за счет использования задач с экономическим, математическим, физическим и т.д. содержанием. Так, при изучении некоторой темы по информатике: «Моделирование и формализация» используется задача из раздела по математике: «Смоделировать процесс движения тела, брошенного под углом к горизонту». Именно Общепредметная компетенция позволяет быстрее вывести ученика на более высокий уровень сформированности компетенции.
Для формирования коммуникативной компетентности особое внимание уделяется устной и письменной речи, как видам математической речи.
Математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчётливому мышлению и чёткой, логически совершенной математической речи.
Умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики.
Путём упорного настойчивого и, главное, повседневного труда учитель вырабатывает именно ту речь, которая будет воспринимаема учащимися как некоторый образец.
Качествами, определяющими устную математическую речь, должны служить:
а) полная ясность выражаемых ею мыслей;
б) научности (точное употребление терминов, точность формулировок, определений и предложений, логическая обоснованность рассуждений);
в) соблюдение правил этимологии синтаксиса, правильное употребление падежей, употребление союзов, сокращение предложений;
г) литературность (приближение к литературному стилю, живость и, образность изложения).
Всячески должны устраняться такие пороки как употребление паразитических слов.
Основным общим моментом воспитательной функции математического образования является приучение учеников к полноценности аргументации.
Изучая математику, школьник впервые в своей жизни встречает столь высокую требовательность к полноценности аргументации. Вначале она удивляет, отталкивает, пугает его, кажется ему излишней, сверхмерной, педантичной. Но постепенно, день за днем, он к ней привыкает. Хороший учитель много может сделать для того, чтобы этот процесс протекал и быстрее, и продуктивнее. Очень важным является формирование у учеников взаимной критики; когда один из них что-либо доказывает или решает какую-либо задачу перед всем классом, все остальные должны напряженно искать возможные возражения и немедленно их высказывать. Этот воспитывающий процесс имеет решающее значение для логической культуры мышления и коммуникативной компетентности у учащихся.
Также весьма эффективным средством для развития языка учащихся служит выработка у них правильной письменной речи. Однако исправление ошибок только тогда окажется эффективным для поднятия культуры письменной речи учащихся, когда учитель будет систематически суммировать все принципиальные ошибки, допускаемые в письменных работах, и делать их объектом активного обсуждения в классе .
К недочётам письменных работ относятся не только математические ошибки, но и все стилистические, орфографические, и пунктуационные недостатки их письменной речи. Особенно большое значение имеет составление учащимися объяснений к решению текстовых задач. Эти объяснения должны быть написаны грамотным и связным языком, а не в виде отрывочных, сокращённых предложений весьма непонятно и не точно выражающих мысль.
Основные ошибки, встречаемые в письменной речи.
Неправильное употребление и искажение терминов;
Стилистические ошибки и недочёты.
В данной главе шла речь о компетентностном подходе к образованию. Были разведены понятия компетенция, компетентность. Так же рассматривалась коммуникативная компетентность – как одна из ключевых компетентностей. Было установлено, что для формирования коммуникативной компетентности у учащихся необходимо развивать коммуникативные способности и формировать коммуникативные умения. Так же было выявлено, что одним из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности является речь. Далее рассматривается математическая речь и уровни сформированности коммуникативных действий в ее видах: устной речи и письменной.
Новое в образовании:
Иллюстрация разработки инструментария для
определения уровня речи при изучении отдельных тем курса математики
Уровень сформированности устной и письменной компетентности при изучении математики может быть определен исходя из того, какие записи осуществляет ученик на доске или в тетради и какие слова при этом проговаривает. Ниже приведены возможные устные комментарии ученика при выполнении заданий по темам: ...
Причины неудач в организации групповой работы младших
школьников и их устранение
Учителя, пытающиеся использовать на своих уроках групповую работу, поначалу сталкиваются с многочисленными проблемами. Неудачная работа учебных групп в большинстве случаев связана либо с нежеланием, либо с неумением школьников работать вместе. Их необходимо обучить навыкам совместной работы. Внутре ...
Методические особенности преподавания элементов истории
на уроках алгебры в 7 классе
Вопрос об использовании элементов истории не новый. Еще в конце XIX века и в начале XX века он обсуждал на съездах преподавателей математики. Программа школы обязывает учителя сообщить ученикам в процессе преподавания сведения по истории математики и знакомит их с жизнью и деятельностью выдающихся ...