По результатам видно, что наибольшие баллы получили шкалы «Интеллигентность» и «Мотивация и одобрение». Высокий показатель по шкале мотивация и одобрение свидетельствуют о высшей границе нормы баллов, связанных со стремлением соответствовать нормам общественной жизни, быть во всем примером. Поэтому практически у всех (80%) ярко выражен тип «Интеллигентность» (от 7 до 9 баллов). Достаточно высокие показатели по шкалам «Общительность» (средний балл 5,8) и «Организованность» (средний балл 5,7). Сравнительно низкий показатель по шкале «Направленность на предмет» говорит о том, что учителям начальных классов трудно сделать акцент работы только на учебную деятельность, так как в своей деятельности он много внимания уделяет организаторской и воспитательной работе. Сфера учебной деятельности предполагает преподавание нескольких предметов, поэтому трудно выделить главный предмет в учебной деятельности. Учителя отмечаются высоким творческим потенциалом, участием в различных мероприятий, ведением кружковой работы.
Показатели отразим в диаграмме (рис.2.1).
Рисунок 2.1 – Профессиональная направленность личности учителя начальных классов.
Из указанных типов учителей (коммуникатор, организатор, предметник и интеллигент) каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий.
Тип «Интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Учитель - «интеллигент», или «просветитель», отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.
Структуру личности типа «Коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. Учитель-«коммуникатор» отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе совместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни. Естественно, эти воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика.
Структуру личности типа «Организатор» составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Учитель-«организатор», нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий. Поэтому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.
Для «Предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Для учителя-«предметника», рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.
Очевидно, что учителя в силу своих личностных особенностей к большей степени приспособлены для реализации одних профессиональных функций, в то время как другие функции оказываются им просто недоступны. Так, «интеллигент» без особого труда способен обеспечить выполнение в своей профессиональной деятельности гностической, воспитательной, информационной, пропагандистской, развивающей, исследовательской функций, а также функции самосовершенствования. «Предметник» лучше реализует конструктивную, методическую, обучающую, ориентировочную функции; «организатор» — исполнительную, мобилизационную, организаторскую; «коммуникатор» — лишь коммуникативную функцию. Необходимо отметить, что речь идет не об абсолютном, а только об относительном преимуществе, т.е. и «коммуникатор» может выполнить организаторскую работу, но у него это отнимет больше сил и времени, чем у «организатора».
Новое в образовании:
Методы индивидуального воздействия
Макаренко утверждал, что если в природе можно насчитать миллион проступков, то мер воздействия должно быть два миллиона, и у него эти два миллиона были. Но они касались не только проступков, а представляли собой методы индивидуального воздействия в целом, влиявшие не только на того, на кого эти мер ...
Возможности внеклассной работы в формировании краеведческих знаний младших
школьников с ЗПР
Анализ данных, полученных в констатирующем эксперименте, подтвердил необходимость проведения систематической работы по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР. Цель обучающего эксперимента: разработать систему занятий по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР ...
Научная гипотеза в педагогике и её постановка
Одним из основных эмпирических методов в педагогической науке является педагогический эксперимент, который обычно включает в себя несколько этапов. Первым этапом любого педагогического эксперимента является выявление противоречия и постановка проблемы. На этом этапе работы исследователь выбирает пр ...