Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания.
Формирование мировоззрения в процессе воспитания
Одной из основных задач воспитания является формирование мировоззрения. Это достигается в ходе проведения воспитательных работ во всех сферах. Трудовое воспитание, экономическое воспитание,, эстетическое воспитание, физическое воспитание и т.д.
Методы воспитания
Методы формирования общественного сознания
Беседа- диалогический метод воспитания, целью которого является привлечение учащихся к оценке событий, поступков, явлений. И на этой основе сформировать у них положительное отношение к тем или иным объектам, к самому себе или другим людям.
Разъяснение - объяснение учащемуся (либо небольшой группе учащихся) их поступков либо проступков.
Внушение - воздействие на подсознание человека, проникновение в его внутренний мир.
Убеждение - процесс логического обоснования, доказательства какого-либо суждения либо умозаключения
Лекция – монологический совестный метод изложения материала большого объема, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и объяснений.
Дискуссия (либо диспут) – это метод формирования суждений, оценок, убеждений. Обязательным условием является наличие двух или более противоречащих друг другу мнений по обсуждаемому вопросу.
Методы формирования опыта общественного поведения
Упражнение- планомерно организованная деятельность, направленное на многократное повторение операций, действий с целью их закрепления в деятельность воспитанников.
Приучение - в основе лежит деятельность, закрепление отдельных действий, но такая деятельность осуществляется в более жестких условиях, целенаправленно и в короткие сроки.
Поручение- передача учащимся неких функций, выполнение которых потребует от него ответственности, исполнительности. Поручение эффективно, когда оно часто меняется и контролируется.
Педагогическое требование- содержит в себе реально сформулированную задачу, которую необходимо выполнить в той или иной ситуации. Требование может быть как прямым, так и косвенным.
Общественное мнение - содержит в себе педагогические требования, которое превращается в мнение коллектива и содержит в себе суждение и оценку. Общественное мнение регулирует межличностные отношения в коллективе.
Создание воспитывающей ситуации – это моделируемая педагогом ситуация, в которой учащийся поступает заданным образом, закрепляя необходимые нормы поведения.
Методы стимулирования деятельности и поведения
Наказание - метод стимулирования, при котором негативное действие в поведении учащегося заменяется положительным действием.
Поощрение – метод стимулирования, который направлен на закрепление в поведении воспитанников положительных действий.
Соревнование – метод стимулирования, который может быть как коллективным, так и индивидуальным. Может быть рассчитани на длительный срок, и быть эпизодическим. В процессе его организации проведении необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования приобретённого опыта.
Из ранее написанного материала можно сделать следующие выводы
1) исторически цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе (то есть, социализация личности). Это не возможно без формирования мировоззренческих взглядов учащихся, так как моровоззрение это сумма взглядов на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, на своё собственное место в мире и обществе, на смысл деятельности человека. Это совокупность философских, политических, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей.
2) мировоззрение имеет сложную структуру, которая включает в себя объективный компонент, субъективный компонент, убеждения, интеллект, чувства, волю, теоретическое мышление. Я для формирования мировоззрения необходимо учитывать все его составляющие, его грани и аспекты. То есть следует ориентироваться на индивидуальные, психологические и возрастные особенности учащихся.
3) для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений. Однако существенной проблемой возраста является то, что именно в этот период жизни подросток очень поддаётся чужому влиянию и прислушивается к чужому мнению, и очень важно, что бы данное мнение и влияние было положительным. И именно в этом возрасте, когда человек формируется как личность, когда он переходит из детского возраста к юности, а потом и взрослой жизни, когда происходит формирование жизненных планов, предполагающее моральное и социальное самоопределение, особенно важно направить его дальнейшее развитие в нужное русло, формировать мировоззрение.
Новое в образовании:
Научная гипотеза в педагогике и её постановка
Одним из основных эмпирических методов в педагогической науке является педагогический эксперимент, который обычно включает в себя несколько этапов. Первым этапом любого педагогического эксперимента является выявление противоречия и постановка проблемы. На этом этапе работы исследователь выбирает пр ...
Особенности коммуникативной компетентности детей с умственной
отсталостью
«Коммуникативная компетентность – социально-психологическое понятие, означающее совокупность знаний умений и навыков общения с людьми». «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обме ...
Преодоление общего недоразвития описательной речи у детей старше
дошкольного возраста
Специальные исследования детей с ОНОР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития описательной речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития описательной речи, без других выраженных нарушений нерв ...