Соблюдать элементарные правила личной гигиены учатся в форме игры «Моем и вытираем кукле руки».
В ходе игры дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Воспитатель приводит куклу Катю с грязными руками. Говорит, что кукла собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Катя начинает плакать. Воспитатель говорит, что кукла Катя взяла платье грязными руками, и спрашивает детей, что надо сделать? (кукле необходимо помыть руки).
Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Катя говорит «спасибо» и уходит в гости. Воспитатель обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Катя «пришла» с прогулки и не вымыла руки. Воспитатель: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».
Также в форме игры воспитатели формируют у детей навыки самостоятельно чистить зубы, соблюдать гигиену тела; хорошо оказывают влияние на ребят просмотры мультфильмов «Мойдодыр», «Федорино горе» детки пытаются подражать главным героям после их «перевоплощения».
Сервировать стол детям разрешают вместе с нянечками, здесь действует метод наглядности, нянечки, сервируя стол, показывают ребятам, куда и какие приборы нужно ставить, те повторяют. Перед тем как помогать няням, дети также осваивают данный навык в форме игры: воспитатель вместе с детьми рассаживает плюшевые игрушки за стол, сопровождая устным пояснением, просит ребят «помочь» игрушкам расставить столовые приборы.
Готовить пищу ребята учатся на специально организованных занятиях.
Детям показывают картинки, и мультимедийные видеоролики на которых изображены овощи, фрукты и другие продукты питания, как их очищать, и обрабатывать. После этого проводится игра.
Оборудование: куклы, набор детской кухонной посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.
Малыши перечисляют муляжи продуктов.
Далее они вместе с воспитателем «готовят» обед для кукол. Воспитатель перечисляет из чего состоит обед – из первого блюда (суп), из второго блюда (котлеты, картофель, макароны, рис, овощные салаты), из третьего блюда (компот, чай). Ребята выбирают посуду на столе, которая понадобится для приготовления первого блюда (кастрюля, в которой варят суп), второго блюда (сковорода, в которой жарят котлеты, картофель, рыбу), третьего блюда (кастрюля для варки компота или графин).
Воспитатель вместе с детьми показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед. Например, воспитатель сначала спрашивает детей, как они будут готовить обед, а затем объясняет поэтапно приготовление первого блюда:
– промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда;
– очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске;
– положить в кастрюлю необходимые продукты и залить водой;
– поставить на детскую плиту и зажечь конфорку;
– после того как суп будет готов, разлить по тарелкам.
Аналогично воспитатель поясняет, как приготовить второе и третье блюдо.
Принимать пищу только поступившим ребятам помогают нянечки, затем в бытовой ситуации воспитатель выступает наглядным примером, объясняет, что есть ложкой, что вилкой, каким образом держать прибор в руке, как пользоваться салфеткой.
Закрепление навыка приема пищи также происходит в ходе игры. Дети уже сами «кормят» кукол, и «вытирают» салфеткой.
Самостоятельно раздеваться и одеваться малыши также учатся играя.
Оборудование: две куклы – кукла Кен и кукла Барби, наборы одежды для Кена и для Барби: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.
В ходе игры «Одеваем куклу» воспитатель предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Кена и для девочки Барби. Воспитатель задает вопрос: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Кена, а другой – Барби. Воспитатель в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Воспитатель обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.
Ухаживать за одеждой и обувью дети учатся также на примере кукол. Воспитатель просит малышей подобрать одежду и обувь для кукол и просит рассказать, как они будут стирать, чистить эту одежду и обувь. Просит детей также ухаживать и за своей обувью и одеждой. Помимо игры воспитатели хвалят или (не одобряют) поступки воспитанников приюта. Например: «Стас молодец, после прогулки у него чистая обувь и одежда. Дети учитесь быть такими же опрятными как Стас» или: «Женя постоянно пачкается, ребята, помогите Жене быть более аккуратным» Так же воспитатели должны учить детей на собственном примере. Ухаживать за своей одеждой и обувью. Выглядеть аккуратно.
Новое в образовании:
Роль инноваций в развитии школы
После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, ...
Особенности развития личности в подростковом возрасте
Важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появление ...
Деятельность социального педагога с подростками
Центральное место в деятельности социального педагога с подростками, склонными к употреблению спиртных напитков, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование отрицательного отношения к алкоголю. Целью антиалкогольного ...