В книге Н.Ф. Реймера (1990) под эволюцией понимается:
Последовательное непрерывное изменение в пределах данного качества – форма движения, постепенно приводящая к смене низшего высшим.
Необратимое и в известной степени естественное историческое развитие живой природы.
На 12 школе по математическому моделированию сложных биологических систем (Ростов-Великий, 1994) прозвучало: «эволюция – это процесс фиксации воспроизводящихся изменений».
Трактовка термина «эволюция», методология ее исследования непосредственно связаны с тем, какие объекты выбраны для ее изменения.
Почему перелетные птицы летят на юг осенью? Физиолог мог бы ответить на этот вопрос так: сокращение длины светового дня стимулирует возникновение гормональных сдвигов, которые и изменяют поведение птиц. Эволюционист же, скорее всего, объяснит данное явление преимуществами снижения смертности в зимнее время, которые привели к тому, что птицы, улетающие дальше на юг, жили дольше и, следовательно, оставляли больше потомства, чем их немигрирующие родственники. Действуя в течение длительного времени, естественный отбор привел к возникновению сложных систем миграционного поведения.
Различие данных ответов – это различие во взглядах исследователей, мыслящих в разных масштабах времени: в «экологическом» (сегодняшнего дня), или в «эволюционном» (геологического времени). Майр (1961) назвал эти два подхода в биологии подходами «Как?» и «Почему?». Их именуют также функциональными эволюционными объяснениями, еще – системными и историческими.
Эти два взгляда на биологические явления не исключают друг друга. Экологические проблемы часто бывает выгодно рассмотреть в эволюционном аспекте, точно также эволюционные проблемы оказывается полезным проанализировать с точки зрения экологии.
На разных этапах развития науки и общественной мысли преобладающим становился то один, то другой подход, в зависимости от того, какой из них позволял получать более интересные результаты. Во времена господства системного подхода, в центре внимания которого многообразные механизмы, обеспечивающие устойчивость объектов окружающей среды, эволюционная проблематика отходят на второй план. Но исторический подход неизменно брал реванш, каждый раз, воскресая и обогащаясь научными идеями и достижениями предыдущей эпохи.
Вторая половина 20 века – период господства системного подхода. Динамика живой природы не слишком интересовала исследователей. В результате теория биологической эволюции и история жизни на Земле ушли из первого эшелона научных исследований, уступив место молекулярной биологии и экологии.
Похоже, однако, что ситуация постепенно меняется. Успешно развивается синергетика – раздел физики, изучающий процессы самоорганизации и эволюции. Подходы ее перекочевывают в биологию, геологию, историю, стимулируя там новые исследования и идеи. Вселенная, воспринимаемая наукой, становится вихреобразной и меняющейся.
Человечество в настоящее время озабочено грандиозными изменениями, происходящими в биосфере под влиянием антропогенных факторов. За короткий срок из-за недостаточного знания закономерностей эволюции биосферы, неразумного вмешательства человека в развитие природных систем произошли тяжелые последствия – нарушение природного равновесия в раде районов планеты. Подобные последствия будут еще более опасными в будущем при отсутствии научно обоснованных рекомендаций и организации отношения человека с биосферой. Научная разработка таких рекомендаций невозможна без изучения особенностей эволюции биосферы в прошлом и без знания законов развития отдельных видов и целых сообществ в настоящем и будущем.
Мысль о том, что человеческая деятельность становится существенным фактором органической эволюции, неоднократно высказывалась еще в 19 веке К. Рулье и Ч. Дарвином.
Создание теории, учитывающей определяемое антропогенным фактором качественное своеобразие нового периода в развитии органического мира – задача первостепенной важности, стоящая перед современной эволюционной теорией.
В настоящее время на Земле уже нет эволюции биосферы в ее первозданном виде. Вероятности эволюционных изменений определяются не столько имманентными потребностями развития видов, сколько потребностями человека.
При дальнейшем анализе роли антропогенного фактора в процессе эволюции представляется целесообразным различать: 1. Эволюцию под воздействием человеческой деятельности, имеющую стихийный характер, и 2.Эволюцию, сознательно управляемую человеком.
В настоящее время все еще доминирует первая форма. Поэтому все больше осознается необходимость предвидения результатов эволюционных процессов. Наряду с этой проблемой отмечается определенная тенденция к чрезмерным надеждам на возможность управления эволюцией всей биосферы. Эта возможность часто выдается за единственный путь решения противоречия между человеческой деятельностью и закономерностями развития природы. Но мы пока не располагаем достаточной информацией о закономерностях структуры и динамики эволюционирующих систем, чтобы удовлетворительно прогнозировать возможные эволюционные сдвиги, вызванные антропогенным фактором (не говоря об управлении эволюцией всех систем).
Новое в образовании:
Реализация системы упражнений при работе над
однородными членами предложения в 4 классе
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Апробация проводилась на базе МОУ "Лицей" в 4 "Г" классе. В данном классе обучается 24 учащихся, из них 23 участвовали в опытно-экспериментальном исследовании, которое проводилось в три э ...
Концепция информационной безопасности школьников и
педагогические условия ее реализации
Формирование информационной безопасности школьников нуждается в специальных условиях, которые создают возможности взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и учащимся на основе тщательно продуманного содержания занятий по информационной безопасности, имеющих смысловую значимость для школьник ...
Цель, задачи, гипотеза и методики исследования особенностей
русских народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Цель исследования: изучить особенности русских народных подвижных игр и их воздействие на развитие психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить научную, методическую литературу по исследованию русских народных подвижных игр. 2. Провести теоретический анализ особен ...