Воспитательная система школы как фактор воспитания нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 3

Таким образом, воспитательная система школы, ориентированная на воспитание нравственных ценностей личности, представляет собой «определенное культурное пространство со своими традициями, символами, ритуалами, способами «проживания».

Ведущее место среди компонентов воспитательной системы школы занимает классный руководитель, в следствии того, что он, отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в школе и классе, оказывается наиболее заинтересованным лицом в построении и функционировании эффективной воспитательной системы в своем классе. В «Положении о классном руководителе» функциональные обязанности классного руководителя определяются таким образом, чтобы педагог способствовал выполнению классом возложенных на него функций: образовательной, воспитательной, защитной, компенсирующей, интегрирующей, корректирующей и др.

Специфика функций и позиция классного руководителя обусловлены своеобразием воспитательной системы класса. Мы согласны с точкой зрения ученых И.А. Колесниковой и Е.Н. Барышникова, которые выделяют следующие ведущие роли классного руководителя: «проводник по стране знаний», «контролер», «нравственный наставник», «носитель культуры», «социальный педагог», «старший товарищ», «фасилитатор». Исходя из того, что важнейшей функцией деятельности классного руководителя выступает воспитывающая функция, классный руководитель осуществляет деятельность по воспитанию нравственных ценностей, обусловливающих ведущие качества личности учащихся. В этой связи при планировании воспитательной работы в классе им конструируется система жизнедеятельности в классном коллективе, ориентированная на воспитание нравственных ценностей.

Вторая важная группа процесса моделирования воспитательной системы - это школьники. Их участие является не менее значимым и важным в данном процессе, чем участие взрослых. Субъективная деятельность учащихся обусловлена тем, что учащиеся составляют значительную часть школьного сообщества, их интересы, устремления, потребности, мотивы, которые должны учитываться в максимальной степени в модельных концепциях, в представлении целей, принципов, форм, методов, способов организации жизнедеятельности коллектива в образовательном учреждении. Учащиеся, особенно старшеклассники, способны адекватно анализировать и оценивать многие стороны школьной жизни, вносить весьма конструктивные предложения по ее улучшению. Особенно важное значение в воспитании имеет самоуправление. В этой связи следует создавать эффективные условия для его проявления на всех этапах жизнетворчества школьного сообщества, включая и период моделирования. Личностная значимость школьной жизни и активность участия школьников в процессе ее создания взаимосвязаны и взаимозависимы. Если для старшеклассников деятельность и ее результаты становятся значимыми, то они проявляют высокую активность в инновационных процессах школьного и классного коллективов, заинтересованы в успешном функционировании воспитательной системы.

В логике нашего исследования рассмотрим функции воспитательной системы школы. Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова выделяют следующие функции:

интеграции, которая приводит к соединению в одно целое ранее разрушенные, несогласованные воспитательные воздействия;

регулирования, которая направлена на упорядочение педагогических процессов, на управление ими;

развития, она обеспечивает динамику системы, которая выражается, с одной стороны, в оптимизации ее функционирования, с другой в ее поступательном развитии, обновлении, совершенствовании;

защиты, она обеспечивает защиту и безопасность ребенка, помогает в освоении навыков социальной самозащиты;

коррекции, которая обеспечивает коррекцию влияний внешней среды своими ценностями, ориентирами, правилами жизни, выработанными в этой системе и добровольно принятыми всеми членами данной общности;

компенсации, она обеспечивает компенсацию того, что не получают дети в семье, других социальных сферах.

Е.Н. Барышников, развивая с учетом личностно-деятельного подхода идеи Л. И. Новиковой о функциях воспитательной системы, выделяет следующие функции: функция смыслообразования, определяющая смысл существования и деятельности в социокультурной среде образовательного учреждения субъектов воспитательного процесса (учителей, учащихся, родителей); функция коммуникации, определяющая характер отношений учителей, учащихся, родителей;

функция актуализации человеческого качества учителей, учащихся, родителей; функция регулирования, направленная на взаимодействие внешней среды и субъектов воспитательного процесса (учителей, учащихся, родителей); функция разрешения противоречий, возникающих между субъектами воспитательного процесса (учителей, учащихся, родителей). Для воспитания нравственных ценностей в воспитательной системе школы наиболее актуальными являются, на наш взгляд, следующие факторы: смыслообразования, стимулирующее личностный смысл старшеклассников, направленный на становление нравственных ценностей и функция коммуникации, способной в процессе взаимодействия осуществлять нравственный выбор, разрешать нравственные ситуации, накапливать нравственный опыт.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Истоки декоративно-прикладного искусства
Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»). Издавна из дерева возводили дома, изготовляли ут ...

Характеристика профессиональной деятельности, квалификационная характеристика, специфика работы заливщика металла
Психические и психофизиологические свойства Деятельность работников данной специальности требует высокой сосредоточенности, повышенного внимания при выполнении всех рабочих операций. Кроме этого, необходимо умение концентрировать, перераспределять и переключать внимание. Высокая концентрация вниман ...

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования
Инновации в образовании. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru