Для выявления мнений учащихся по вопросам развития творческих способностей личности с точки зрения учащихся был проведен анкетный опрос, включавший опрос 100 респондентов, в возрасте от 14 до 16 лет. Для проведения анкетирования были заняты учащиеся учреждений общего образования, Гимназии №1, им. А.С. Пушкина, г.Томск, и дополнительного образования, Детской школы искусств, д. Кисловка.
Для измерения ценности творческой активности в глазах учащихся респондентам было предложено ответить на вопрос о присутствии творческого потенциала в каждом человеке, что позволило получить следующие результаты.
Таким образом, подавляющий процент опрошенных – 68 % считают, что творческие способности присущи каждому человеку, а, следовательно, творчество является необходимой составляющей развития личности. Однако треть опрошенных (32 %) считают, что не каждая личность обладает творческими наклонностями. Примечательным является то, что ответ на данный вопрос не вызвал затруднения ни у одного респондента, это демонстрирует, что уже в период обучения в школе у человека складываются четкие представления о творчестве и его роли в жизни личности.
На конкретизацию данных по первому вопросу направлен второй уточняющий вопрос, предлагающий респондентам уточнить понятие творческой личности.
Полученные результаты показывают, что понятие — творчество — прежде всего, связывается в сознании учащегося с нестандартным образом мышления (60 %), 20 % опрошенных считают творческими личностями тех, кто обладает талантом, т.е. творческими способностями. Чуть меньшее количество опрошенных, 16 %, относят создание чего-то нового к отличительным чертам творческой личности. Интерес к культуре и искусству (8 %) и принадлежность к творческой профессии (4 %), по мнению опрошенных, также может определять личность как творческую. 4 % опрошенных учеников не нашли среди данных ответов подходящего под их понимание творческой личности и потому дали другие варианты ответа.
Среди иных ответов встречаются варианты схожие с уже данными в анкете. Так, четверо из опрошенных ответили, что творческая личность — это тот человек, который танцует, поет или занимается другими видами искусства, что совпадает с ответом « .является представителем творческой профессии».
Отвечая на вопрос «Какая область творчества является наиболее интересной для Вас?», респонденты не были ограниченны выбором только одного ответа.
Наиболее интересной областью реализации творческой активности для 56% респондентов является музыка. Для 28 % опрошенных таковой является фотография, то же количество учащихся (28 %) назвали кино и телевидение как сферу, наиболее отвечающую их интересам. Танец в качестве наиболее интересной творческой области отмечают 16 % респондентов. Театральная сфера также является интересной для учащихся общеобразовательной школы, эту область выделили 16 % опрошенных. Архитектурой и дизайном заинтересовано 12 %, литературой — 4 % опрошенных.
Из анализа графика следует, что наиболее интересными сферами творчества для 96% опрошенных являются те, которые не представлены или представлены минимально, в стандартах общеобразовательной программы.
В ответах на данный вопрос был получен, выражаясь экономическими терминами, спрос учащихся на изучение дисциплин, касающихся сферы искусства. В учреждениях общего образования этот спрос не находит удовлетворительного предложения, желающие изучать какие-либо дополнительные дисциплины могут рассчитывать только на дополнительное образование, даже если их 96 %.
Анализ предыдущего графика предполагал, что в ответах, данных на вопрос «Кто является примером творческой личности для Вас?», будут перечислены имена и фамилии композиторов, певцов и музыкантов, судя по высокой заинтересованности этими сферами, показанной на прошлом графике. Однако наибольшее количество ответивших (24 %) назвало примером творческой личности знаменитого художника и ученого Леонардо Да Винчи, для 12 % опрошенных примером стал писатель А.С. Пушкин, физик Н.Тесла является примером творческой личности для 8 % респондентов, столько же опрошенных (8 %) назвали актера С. Безрукова.
Большинство из названных примеров принадлежат к сфере художественного искусства, а не к музыкальной сфере, как ожидалось по итогам предыдущего вопроса. Также, не смотря на небольшой интерес к литературе, выявленный предыдущим вопросом, в ответах было названо немало писателей. В свою очередь об областях вызывающих наибольший интерес, знание, как показывает данный опрос, минимально. Это говорит о том, что существует большой потенциал, неразвивающийся с помощью общеобразовательных программ, который и должен быть реализован с помощью дополнительного образования.
Новое в образовании:
Психологические особенности детей с нарушениями в развитии
Известно, что дети с нарушением в интеллектуальном развитии очень часто начинают свое обучение в массовых школах, и только там учителя распознают умственное недоразвитие, которое обусловлено поражением определенных мозговых систем во внутриутробном или в самом раннем периоде жизни ребенка в связи с ...
Общие требования к средствам обучения
Средства обучения (СО), используемые в образовательных учреждениях: натуральные объекты; модели; учебные приборы; экранно-звуковые средства обучения; печатные средства обучения; станки, верстаки, инструменты; средства вычислительной техники; школьные учебники. Информация, передаваемая с помощью СО, ...
Виды деятельности дошкольника
Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, т. е. деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения межд ...