Специфика и содержание дополнительного образования

Страница 3

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное образование. Именно через искусство, художественное творчество, происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Учреждения дополнительного образования детей художественной направленности (центры народных промыслов, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению обучающимися основ будущего профессионального образования, выстраивает индивидуальные маршруты для каждого занимающегося в детском объединении. В последние годы активизировалось приобщение детей к искусству за счет создания соответствующих условий в образовательных учреждениях: лицеях, гимназиях, средних общеобразовательных школах, школах с углубленным обучением искусству, профильных художественных классах.

Кроме художественного направления в дополнительном образовании существуют эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовое, туристическое и краеведческое, военно-патриотическое и другие направления.

Последние годы в учреждениях дополнительного образования детей получили развитие объединения социально-педагогического направления, ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.

По состоянию на 01.01.2002 года в Российской Федерации насчитывалось 18 тысяч образовательных учреждений дополнительного образования детей, направленных на формирование здорового образа жизни, саморазвитие личности, создание условий для педагогического творчества, поиск, поддержку и развитие детской творческой одаренности. В это количество входят: 8,6 тыс. учреждений системы образования; 5,8 тыс. – культуры; 1,8 тыс. – спорта; 1,8 тыс. – общественных организаций.

Так как дополнительное образование своими корнями восходит к общему (школьному) образованию, то и сегодня зачастую они существуют вместе: под одной крышей, находясь в одном здании или же находясь в тесных отношениях. Однако этот союз не всегда имеет место. Несмотря на то, что оба рассматриваемых объекта относятся к сфере образования, перед собой они ставят разные образовательные задачи.

Общеобразовательная школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Чтобы сблизить процессы воспитания основного и дополнительного образования детей, необходима их интеграция, которая бы позволила, объединить обучение и личностное развитие учащихся, а значит решить одну из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Успешность развития совместной работы дополнительного и общего образования во многом зависит от уровня его организованности. Исследователи Е.Б. Евладова и Л.А. Николаева называют четыре условных уровня.

Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся, занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.

Второй уровень — отличается определенной внутренней консолидированностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы.

Третий уровень — развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.

Из этой систематизации можно сделать вывод о том, что взаимопроникновение двух сфер (дополнительного и общего образований) может обеспечить:

- целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием;

- необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств;

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Система работы по абилитации и реабилитации детей с ДЦП
«Синдромом, препятствующим всем формам восстановительного лечения, является церебральная гипотрофия, наблюдающаяся у 70% детей. Недостаточность массы тела и роста ребенка при рождении сохраняется, нередко, и в последующие годы его жизни» (Семенова К.А.) Общие рекомендации: С первого дня интенсивной ...

Эффективность коррекционной программы по развитию коммуникативной компетентности у подростков, имеющих нарушения интеллекта
Процесс развития коммуникативной компетентности у подростков происходит в активной деятельности с другими детьми, здесь он приобретает свой эмоциональный и социальный опыт общения, он чувствует расположение к себе, любовь или равнодушие, теплоту или холодность, сердечность или отстраненность. Таког ...

Общая характеристика развития речи детей с общим недоразвитием речи
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Своеобразие развития словарного состава и грамматического ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru