Итак, можно сделать выводы, что творчество — это, прежде всего, процесс создания чего-то нового, основанный на способности человека порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности, создавать новые материальные и духовные ценности, а также усовершенствовать способы решения уже известных проблем.
Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что источником творчества является мотивация личностного роста; по Маслоу – это потребность в полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
Творчество требует воображения, строгой критической мысли. Оно тесно связано с социальной жизнью. Общественная жизнь и ее различные стороны создают дополнительное эмоциональное напряжение, которое является необходимым элементом творчества. Среда и условия, представляющие собой физическое окружение, коллектив, являются стимуляторами или барьерами в творческой деятельности и творческом процессе.
Творческий процесс – не стихийный или бессознательный акт. Он зависит от способностей, характера и темперамента человека, его идейной направленности и уровня знаний. Определяющее значение в творческом процессе имеет сознательная деятельность человека, его целеустремленность.
Предполагая существование творчества, творческого процесса и творческой деятельности, следует задать вопрос о возникновении и развитии этих явлений.
Существуют две главные точки зрения, касательно этого опроса: одна из них говорит о врожденности творческих способностей, другая — о их приобретенности.
О врожденности способностей можно утверждать на основе их повторения у потомков выдающихся людей. При выраженных способностях родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.
Однако, подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды.
Вторая точка зрения утверждает, что развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культурной среды, в которой воспитывается ребенок. Характер культуры влияет как на тип креативности, так и на процесс ее развития.
Исследователи выделяют семейные отношения, как фактор, оказывающий наибольшее влияние на процесс развития творческих способностей человека. В своих исследованиях Д. Манфилд, Р. Альберт и М. Рунко устанавливали взаимосвязи между негармоничными отношениями в семье и высокой креативностью детей. Но это отнюдь не значит, что неполные семьи или неблагоприятные условия в семье, только положительно влияют на развитие креативной личности. Именно это подтверждает Е.В. Алфеева в своих исследованиях, указывая на необходимость гармоничных отношений для развития креативности.
Существует также синтетическая точка зрения о врожденности/приобретенности креативных способностей. Примером тому служат исследования Ю. Б. Гиппенрейтера, который определил, что «факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего».
Анализ фактов семейных отношений позволил российскому психологу В.Н. Дружинину сделать вывод: «семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка».
Новое в образовании:
Организация опытно-экспериментальной работы в школе № 75 города Оренбурга
Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно они актуальны теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы: экономически ...
Фрагмент календарно-тематического плана занятий по дисциплине
«Конструирование и производство автотракторной техники»
Календарный план может составляться на курс, семестр – как удобнее преподавателю. Единой строго-обязательной формы не существует, поэтому педагог может выбирать ту, которая удобнее лично для него. Фрагмент календарно-тематического плана по дисциплине «КиПАТТ» представлен в таблице 2. Таблица 2. Фра ...
Диагностика эмоциональной устойчивости учителя
Эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность. По данным Н.А. Аминова (1988), эмоциональ ...