Итак, можно сделать выводы, что творчество — это, прежде всего, процесс создания чего-то нового, основанный на способности человека порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности, создавать новые материальные и духовные ценности, а также усовершенствовать способы решения уже известных проблем.
Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что источником творчества является мотивация личностного роста; по Маслоу – это потребность в полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
Творчество требует воображения, строгой критической мысли. Оно тесно связано с социальной жизнью. Общественная жизнь и ее различные стороны создают дополнительное эмоциональное напряжение, которое является необходимым элементом творчества. Среда и условия, представляющие собой физическое окружение, коллектив, являются стимуляторами или барьерами в творческой деятельности и творческом процессе.
Творческий процесс – не стихийный или бессознательный акт. Он зависит от способностей, характера и темперамента человека, его идейной направленности и уровня знаний. Определяющее значение в творческом процессе имеет сознательная деятельность человека, его целеустремленность.
Предполагая существование творчества, творческого процесса и творческой деятельности, следует задать вопрос о возникновении и развитии этих явлений.
Существуют две главные точки зрения, касательно этого опроса: одна из них говорит о врожденности творческих способностей, другая — о их приобретенности.
О врожденности способностей можно утверждать на основе их повторения у потомков выдающихся людей. При выраженных способностях родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.
Однако, подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды.
Вторая точка зрения утверждает, что развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культурной среды, в которой воспитывается ребенок. Характер культуры влияет как на тип креативности, так и на процесс ее развития.
Исследователи выделяют семейные отношения, как фактор, оказывающий наибольшее влияние на процесс развития творческих способностей человека. В своих исследованиях Д. Манфилд, Р. Альберт и М. Рунко устанавливали взаимосвязи между негармоничными отношениями в семье и высокой креативностью детей. Но это отнюдь не значит, что неполные семьи или неблагоприятные условия в семье, только положительно влияют на развитие креативной личности. Именно это подтверждает Е.В. Алфеева в своих исследованиях, указывая на необходимость гармоничных отношений для развития креативности.
Существует также синтетическая точка зрения о врожденности/приобретенности креативных способностей. Примером тому служат исследования Ю. Б. Гиппенрейтера, который определил, что «факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего».
Анализ фактов семейных отношений позволил российскому психологу В.Н. Дружинину сделать вывод: «семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка».
Новое в образовании:
Цель, задачи, гипотеза и методики исследования особенностей
русских народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Цель исследования: изучить особенности русских народных подвижных игр и их воздействие на развитие психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить научную, методическую литературу по исследованию русских народных подвижных игр. 2. Провести теоретический анализ особен ...
Возможности внеклассной работы в формировании краеведческих знаний младших
школьников с ЗПР
Анализ данных, полученных в констатирующем эксперименте, подтвердил необходимость проведения систематической работы по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР. Цель обучающего эксперимента: разработать систему занятий по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР ...
Характеристика основных функций процесса обучения
Дидактика выполняет следующие основные функции: 1) познавательную (научно-теоретическую); 2) практическую (конструктивно-техническую). Познавательная функция. Дидактика открывает или только констатирует факты, прямо или косвенно с ней связанные, систематизирует и обобщает их, объясняет эти факты и ...