Таким образом, использования сюжетно-ролевых игр, проигрывание которой было направленно на формирование коммуникативной компетентности, у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью положительно повлияла на формирования умения сотрудничать со сверстниками, а именно: умение договариваться, умение учитывать мнение друг друга и умение соблюдать договоренность.
Младший школьный возраст – это период, когда в общении ребенка с учителем и сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.
Общение со сверстниками играет важную роль в жизни младшего школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития коллективных взаимоотношений.
Нарушения интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы и развития умственно отсталого ребенка определяют качественное своеобразие протекания процесса формирования коммуникативной компетентности и необходимость его специальной организации.
Несмотря на то, что эти нарушения носят стойкий характер их развитие, тем не менее, возможно.
В своей работе мы осуществили анализ уровня развития коммуникативной компетентности детей с умственной отсталостью на базе «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения». Мы выделили, как наиболее проблемное коммуникативное умение, умение сотрудничать со сверстниками. Другие коммуникативные умения так же были развиты недостаточно хорошо.
В качестве коррекционного средства использовалась сюжетно-ролевая игра.
В результате опытно-практической работы удалось получить небольшую положительную динамику в развитии таких коммуникативных умений как: умение сотрудничать со сверстниками и умение участвовать в диалоге. По результатам сравнения с исходной ситуацией можно сделать вывод о том, что в паре большинство детей научились сотрудничать со сверстниками, но перенести это на взаимодействие с большим количеством детей пока для них является проблемой.
Сюжетно ролевая игра для детей с умственной отсталостью является благоприятной средой для развития коммуникативной компетентности. Но для достижения положительной динамики необходим длительный процесс развития данной компетентности.
Новое в образовании:
Логическая линия в школьных образовательных программах
Разносторонние возможности для развития логического мышления учащихся предоставляет преподавание математики, истории литературы, развивающее специфические стороны мышления. Так, например, изучение литературы учащиеся начинают с понятий "художественный образ", "литературный тип", ...
Методика экспериментального исследования
пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития
С целью изучения качественного своеобразия и уровня сформированности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер. В эксперименте участвовали три группы детей, по 10 человек в к ...
Коррекционная работа по формированию у детей с
задержкой психического развития пространственных представлений
Пространственные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и целостного в ...