2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем. Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму.
3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач.
4)адекватный перенос учебных действий в сотрудничестве с учителем. Выделенный 4-й уровень вполне достижим к завершению начального образования. Что касается 5-го и 6-го уровней (5 -самостоятельное построение учебных целей и 6 - обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи), то их формирование возможно уже на этапе обучения на ступени среднего образования.
Другими существенными показателями сформированности учебной деятельности в начальной школе являются:
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
- форма выполнения учебных действий
- материальная/материализованная; громко-речевая, умственная;
- степень развернутости (в полном составе операций или свернуто);
- самостоятельное выполнение или в сотрудичестве;
- различение способа и результата действий;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
- адекватность и дифференцированность самооценки;
- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимать причины ее успеха/неуспеха.
Можно видеть, что предложенная диагностическая система объединяет характеристики собственно учебной деятельности, личностных и регулятивных универсальных действий и свойств действия, что позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий.
Возрастно-психологические особенности развития познавательного компонента универсальных учебных действий у младших школьников.
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия:
- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;
- ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве с взрослым и самостоятельно;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;
- умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
Новое в образовании:
Развитие творческих способностей в контексте дополнительного образования
Третья глава исследования содержит в себе материалы, полученные с помощью таких методов сбора информации как анкетирование и экспертное интервью. Исследования были проведены в учреждениях общего и дополнительного образования, и были направлены на рассмотрение проблем, выявленных в теоретической час ...
Современное состояние физического воспитания в республике Беларусь
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях, средней и высшей призвано решить комплекс задач, связанных с оздоровлением, разносторонним физическим и духовным развитием, обучением физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам, развитием физических качеств. В результате занятий физическим ...
Воспитание детей в труде
С самого раннего детства ребенок погружался в трудовую атмосферу семьи, становился участником разнообразных дел, втягивался постепенно в систему трудовых обязанностей и отношений. Как только ребенок подрастал, начинал твердо стоять на ногах и понимать речь окружающих, он легко и естественно включал ...