Ознакомление со свойствами обрабатываемых материалов

Страница 1

На занятиях в мастерских учащиеся обрабатывают металлы, древесину и отчасти пластмассы. Знакомя учащихся с материалами и их свойствами, необходимо прежде всего показать их место и значение в различных отраслях народного хозяйства. Иногда у учащихся под влиянием научно-популярной литературы создается впечатление, что металлы и их сплавы утратили свое значение в связи с применением пластмасс. Конечно, пластмассы как конструкционные материалы приобретают все большее значение, которое будет непрерывно возрастать, однако нельзя недооценивать и значение металлов и их сплавов для современного и будущего производства. Точно так же следует раскрыть народнохозяйственное значение древесины как строительного материала, как материала изготовления мебели и других предметов быта.

Знакомя учащихся со свойствами (прежде всего механическими) материалов, я подчеркиваю, что они имеют решающее значение при выборе заготовки в зависимости от назначения обрабатываемой детали. Так, если для изготовления слесарных инструментов используется углеродистая инструментальная сталь, характеризующаяся высокой твердостью, то, например, для заклепок нужна мягкая сталь, которая содержит малый процент углерода. Если для колодки рубанка берут твердые породы древесины, то различные ящики изготавливают из сосны. Когда учащиеся усвоят значение свойств материалов, я их привлекаю к самостоятельному выбору заготовки в соответствии с техническими требованиями к изделию.

Важно не забывать о том, что учащиеся уже в младших классах познакомились со свойствами ряда материалов. Поэтому занятия в мастерских целесообразно начать вступительной беседой, в которой показать учащимся преемственность между занятиями в мастерских и уроками ручного труда в 1-4 классах.

Первое занятие начинаю с напоминания о том, что учащиеся ознакомились уже с некоторыми материалами (бумага, картон, ткань, глина), их свойствами и способами обработки. Теперь они познакомятся с новыми материалами, а именно с древесиной, металлами, пластмассами. Эти материалы также широко распространены, как бумага и ткани, но обладают иными свойствами и поэтому применяются для иных целей.

Например, каждый учащийся знает, что ткани боятся огня. А боятся ли огня металлические материалы? Известно также, что почти все сорта бумаги боятся влаги. А боится ли влаги древесина? Эти и многие другие вопросы ученики выясняют на занятиях в мастерских.

После такого вступления учащиеся воспринимают занятия в мастерских как средство развития их опыта, знаний и умений, приобретенных на уроках труда в 1-4 классах.

О свойствах материалов учащиеся узнают во время их непосредственной обработки и технологических испытаниях на практических работах. Учебный материал, связанный с изучением свойств обрабатываемых материалов, распределен по всей учебной программе, однако, переходя от одного раздела программы к другому, нужно поддерживать дидактическую связь между ними, чтобы в итоге у учащихся создалось правильное представление о свойствах материалов, с которыми они имеют дело на занятиях в мастерских.

Изучение основных свойств пород древесины начинаю с краткой беседы о свойствах бумаги и ткани. Я подвожу учащихся к выводу, что бумага и ткань отвечают далеко не всем требованиям, которые могут предъявляться к материалам, поэтому применение их ограничено. Должны применяться и другие материалы. Таким материалом является, в частности, древесина. Обращаю внимание учеников на то, что существует много пород древесины. Опыт показывает, что даже учащиеся городских школ, которые меньше общаются с растительным миром, чем учащиеся сельских школ, могут назвать породы древесины, предусмотренные учебной программой.

Рассматривая отдельные породы древесины (сосна, береза, дуб, липа), следует, опираясь на знания учащихся по ботанике, сопоставлять их, а также объяснять, какое место занимают они среди остальных пород, применяющихся в народном хозяйстве.

Изучение основных пород древесины связывается с изучением листового металла и проволоки. Я напоминаю недостатки, характерных для различных пород древесины как строительных материалов. Так, детали из древесины не выдерживают повышенных температур, они разрушаются насекомыми и др. Таких недостатков не имеют детали, изготовленные из металлов. После этого объясняю, что понятие о металлах будет раскрываться перед ними постепенно на протяжении уроков технического труда в 5-9 классах, при этом учащиеся познакомятся, в частности, с различными профилями, сортами и марками стали.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Результаты исследования адаптации ребенка в коллективе на примере объединения дополнительного образования театральной студии «Шанс» Полянской школы-интерната
Всем известно, что любая работа оценивается, конечно же, прежде всего по видимому конкретному результату. Особенно это касается театральных занятий. Ведь их результат, как ни какой другой, виден наглядно на сцене. Никто не знает как проходят занятия в театральной студии, как протекает учебный и тре ...

Работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности
Программа развивающих занятий с детьми с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства. Работа по формированию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться фронтально, малыми группами или индивидуаль ...

Современные технологии развития числовых представлений в дошкольном возрасте
Выбор технологий развития количественных и числовых представлений зависит от выделения ведущего в этом процессе действия (способа познания), определяющего успешность. Такой детской деятельностью является сосчитывание (счет) как основа развития у детей представлений о числе. При выборе и разработке ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru