Характер ошибок был неоднородным. Один тип ошибок условно назвали «обманный манёвр». Включая прямо в контекст предложения, дети с ЗПР образуют его в форму множественного числа. Например: люди приходили любоваться конями (вместо конём).как правило, подобным образом преобразуются только одно- два слова и в образовании парадигм других слов учащиеся с ЗПР руководствуются инструкцией, требующей изменение слов в единственном числе. Эти единичные случаи подмены задания свидетельствуют о том , что хотя и имеются трудности в его выполнении, но, «чувство языка» помогает, придти к правильному словоизменению, с использованием формы множественного числа отказываясь от применения непосильной для детей с ЗПР формы единственного числа.
Другие ошибки представляют собой неправильное употребление конечных морфем. Наибольшее затруднение вызывает применение формы творительного падежа: приехали с товарищами (-ем); забор красят кисть (-ю); любовались коню (-ем). Иногда дети с ЗПР так изменяли окончание слова, что создавалось впечатление, будто они видят связь лишь между стоящими рядом словами: сено дали коня (-ю). Если подарок рассмотреть связь двух последних слов (дали коня); то оказывается, что конечная морфема в слове конь употреблена верно. Происхождение ряда ошибок, допущенных детьми с ЗПР, объяснялось тем, что учащиеся неправильно списывали текст с доски. В этих случаях, как правило, флексивные связи устанавливаются детьми в соответствии с нормами языка: Люди любоваться конем (вместо люди приходили любоваться конем). В ряде исследований рассматривалась такая сторона речевой деятельности младших школьников с ЗПР, как использование предлогов. В частности, Г.Н. Рахмакова показывает, что для этих детей не представляет трудности конструирование предложений из наборов слов (в их числе и предлоги) в их начальной форме, если количество лексем невелико. Усложнение семантики слов, а также необходимость самостоятельного выбора предлогов ведут к затруднениям. Не понимая слово, ребенок опускает его или заменяет другим, что иногда приводит к бессмыслице: слово «труда» вместо «труду». Неадекватное употребление предлогов также в значительной мере связано с лексикой. Так, замена предлога «от» предлогом «у» может быть объяснена тем, что формы «у+» родительный падеж и «от+» родительный падеж синонимичны: обе выражают объект, от которого что-нибудь отторгают, получают, заимствуют. Это затрудняет дифференцированное употребление указанных предлогов. Так, из набора слов: отходит, пристань, катер – некоторые учащиеся составляют предложение: отходит катер у пристани. Конкурирующими являются также предлоги, употребляемые с глаголами движения и имеющие значение удаления от пункта (с+ родительный падеж и из+ родительный падеж) и приближения (на+ винительный падеж и в+ винительный падеж).
Таким образом, экспериментальные данные, так же как результаты других исследователей, показывают, что дети с ЗПР в основном свободно владеют речью на догматическом уровне. Оформление предложения во многом зависит от того, насколько им знакома семантика предложенной им лексемы. Они распространяются на согласование слов падеже и именно в тех системах падежных флексий, которые сравнительно поздно формируются в онтогинезе речи нормально развивающегося ребенка – дошкольника. Особое внимание обращает на себя ошибки, названные «обманный маневр». «Чувство грамотности» способствует отказу ребенка от словоизменения, противоречащего нормам родного языка. Ученик приходит к правильному изменению флексии на доступном ему уровне, преобразуя слово в форму множественного числа, в то время как инструкция предписывает его изменить в форме единственного числа.
Как указывают дифферeнцировка существительных на основе грамматической категории рода не представляет серьезных трудностей для младших школьников с ЗПР, обучающихся в специальной школе.
Частотный анализ слов, употребляемых учащимися с ЗПР, показывает, что и на третьем году обучения активный словарный запас детей с ЗПР остается ограниченным, в то время как их нормально развивающиеся сверстники свободно используют существительные, обозначающие предметы и явления животного и растительного мира, социальной жизни. Абстрактные и собирательные понятия, дети с ЗПР чаще всего называют слова, непосредственно обозначающие предметы: мебель, учебные принадлежности. Далее по количественному признаку следует группа слов, обозначающих одежду, посуду. Реже употребляются слова, обозначающие предметы и явления общественной жизни родственные отношения, явления природы, названия животных и растений и т.д. Единственными являются названия слов абстрактного или собирательного значения, а также обозначающие родовые понятия.
Новое в образовании:
Различные подходы к определению понятия функции
Обоснование функциональной линии как ведущей для школьного курса математики — одно из крупнейших достижений современной методики. Однако реализация этого положения может быть проведена многими различными путями; многообразие путей вызвано фундаментальностью самого понятия функции. Для того чтобы со ...
Методические основы обучения координатному методу
Этапы решения задач методом координат Чтобы решать задачи как алгебраические, так и геометрические методом координат необходимо выполнение 3 этапов: 1) перевод задачи на координатный (аналитический) язык; 2)преобразование аналитического выражения; 3)обратный перевод, т. е. перевод с координатного я ...
Социально-психологическое сопровождение педагогического коллектива
Учебное заведение профессионального образования призвано создать обучающимся (студентам) возможности продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначения, ценности, содержание деятельности, особенности её освоения и реализации, обеспечить превращ ...