Учет неблагоприятных экологических условий — следующее направление реализации Концепции. Под влиянием неблагоприятных экологических условий наступают состояния, рассматриваемые как граничные между нормой и патологией. Это значительно повышает требования к отбору содержания, индивидуализации физического воспитания и уровню врачебно-педагогического контроля за ним.
Физическое воспитание должно обеспечивать связь с национальной культурой. Система образования является социальным институтом, транслирующим на личность и общество ценности мировой и национальной культуры. Физическое воспитание, являясь элементом системы образования, также должно сохранять, передавать и умножать эти ценности, используя свои специфические средства, уходящие корнями в национальную культуру. К ним относятся прежде всего народные танцы и подвижные игры.
Наряду с рассмотренными важными направлениями Концепции современного физического воспитания являются его интеллектуализация и усиление оздоровительной направленности. Физическое воспитание должно все больше ориентироваться на образовательные и рекреационно-гедонистические функции. Предпочтение должно отдаваться современным привлекательным формам движений, отличающимся двигательной экспрессией, художественной выразительностью, допускающим творческую импровизацию. В процессе физического воспитания наряду с традиционным его атлетическим содержанием и формированием координационных способностей больше внимания необходимо уделять танцу (джаз-данс, брейк-данс, креативный танец, народные и другие танцы), подвижным, спортивным играм и другим эмоционально насыщенным, соответствующим моде на спортивность видам упражнений и оздоровительным системам.
Одним из практических направлений реализации Концепции физического воспитания является разработка нормативной и программной основы физического воспитания Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса (далее «Комплекса»). Цель, задачи и требования к содержанию физического воспитания, уровни оценки физической подготовленности, шкалы оценки гармоничности физического развития, входящие в Комплекс, являются программной и нормативной основой физического воспитания и его преемственности в онтогенезе.
Образовательные стандарты конкретизируют содержание физического воспитания с учетом функций и целевых установок структурных элементов системы образования и основных положений Концепции. Государственные программы физического воспитания дают развертку его содержания, которое реализуется в процессе практической деятельности.
Оценка является важным фактором повышения эффективности физического воспитания. Она выполняет контролирующую, мотивирующую, формирующую и воспитывающую функции.
Для полноценного выполнения своих функций оценка эффективности физического воспитания должна охватывать все виды учебной деятельности в процессе физического воспитания и их результаты, быть справедливой, объективной, достаточно полной и точной.
Основными видами учебной деятельности при изучении учебной дисциплины «Физическая культура» являются изучение знаний, построение движений и двигательных действий, повышение уровня функциональных возможностей и развитие на этой основе двигательных способностей.
Специфическими непосредственными результатами этих видов учебной деятельности являются, соответственно, знания, двигательные умения и навыки, изменение уровня функциональных возможностей и связанное с ним изменение результатов выполнения движений и двигательных действий. Неспецифическими результатами изучения учебной дисциплины «Физическая культура» являются укрепление здоровья учащихся, развитие интеллекта, формирование нравственного сознания, нравственного поведения и другие.
Результаты каждого вида деятельности оцениваются специфическими критериями, которые должны быть приведены к сопоставимому виду. Это достигается на основе приведения результатов, измеряемых различными единицами, к единой шкале. В отечественной практике образования используется 4-балльная шкала. Однако она недостаточно чувствительна к изменению результатов физического воспитания. Это снижает разрешающую способность оценки его эффективности, негативно отражается на всех ее функциях.
В соответствии с мировой практикой могут быть использованы персентильные шкалы оценки уровней физической подготовленности. Более эффективна 10-балльная шкала, как имеющая более высокую разрешающую способность. Для индивидуального пользования приемлема 20-балльная шкала.
Для оценки физического развития и его гармоничности целесообразно использовать соответственно стандарты и шкалы регрессии, разработанные на основании результатов массового обследования населения Республики Беларусь.
Новое в образовании:
Роль двигательной активности в развитии детей дошкольного возраста
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Двигательная активность включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности ...
Разработка
проекта информационной безопасности школьника
Актуализация качественно новых угроз безопасности учащихся, затрагивающих сущность информационной связи общества и человека, а также отсутствие педагогических условий обеспечения информационной безопасности школьника в системе образования свидетельствует об актуальности данного исследования. Основн ...
Программа воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно
коннотированного дополнительного образования
Констатирующий эксперимент позволил выявить, что этнокультурологическая направленность педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, сочетание основного (типового) содержания художественно - эстетического дополнительного образования детей с этнокультурным компонентом, обучение ...