Требуют доработки критерии оценки успеваемости по физическому воспитанию. Они должны быть более гуманистичными, доступными для освоения всеми учащимися и вместе с тем требующими от них примерно равных усилий для получения одинаковой отметки.
Содержание физического воспитания в существующей программе ориентировано в основном на решение образовательных задач. Вопросы физического развития, физической подготовки учащихся затронуты в ней как бы попутно.
Наиболее типичные методы и формы физического воспитания подвергаются справедливой критике. По преимуществу распространены методы, ориентирующие учащихся не на самостоятельную работу, высокую двигательную активность, а на поочередное выполнение отдельных физических упражнений, выслушивание объяснений учителя, пассивное пребывание на уроке. Физическое воспитание слабо связано с подлинными интересами учащихся. Явно недостаточное место занимают в нем подвижные игры, чрезмерно много внимания уделяется заучиванию упражнений, имеющих слабое прикладное значение (строевые упражнения, опорные прыжки, многочисленные виды передвижений на лыках и т.п.) и другим формальным аспектам. Крайне низка вовлеченность учащихся во внеклассную работу. В большинстве школ республики исчезли из режима учебного дня гимнастика до занятий, подвижная перемена, день здоровья, а там, где проводится физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня, она отличается слабым методическим уровнем и охватывает не всех учащихся. В то же время передовой опыт учителей должным образом не систематизирован, следовательно, не реализован и не приносит должного эффекта.
Содержание физического воспитания не учитывает особенностей экологической обстановки в республике. Радиоактивное загрязнение значительной части территории Республики Беларусь требует наложения определенных ограничений на состав используемых средств физического воспитания, методику и организацию занятий физическими упражнениями.
Ключевой вопрос повышения эффективности физического воспитания школьников — квалификация учителей. Практика показывает, что средний уровень их профессиональной подготовленности относительно невысок. Заслуживает критики и система повышения квалификации кадров. Недостаточно эффективна и действующая система методических объединений учителей. Отсутствует полноценная система поощрения учителей, учитывающая реальные результаты их трудовой деятельности. Низок престиж профессии учителя физической культуры.
Резкая критика состояния педагогической науки, особенно характерная для последних лет, во многом применима и к физическому воспитанию. Свидетельством серьезного неблагополучия является здесь малое число изданий методического характера, отсутствие серьезных научных монографий по теории и методике физического воспитания детей школьного возраста, информационных банков данных о физическом развитии и физической подготовленности школьников Беларуси. Научная деятельность в области методики физического воспитания школьников на кафедрах факультетов физического воспитания пединститутов развита слабо, не скоординирована и не дает должного эффекта. Темы диссертационных исследований часто оторваны от реальных проблем школы и носят конъюнктурный характер. В Беларуси большинство школ расположено в районных городах и в сельской местности, поэтому учителя и учащиеся удалены от центров физкультурной науки. В этих условиях чрезвычайно велика роль учебно-методической литературы по физической культуре и спорту. Несмотря на это, проблема обеспечения специальной литературой решается крайне плохо. Большинство изданных ранее книг стали библиографической редкостью, но не переиздаются. Остро ощущается необходимость подготовки и издания учебников по физическому воспитанию для учащихся 1-11 классов, ПТУ, вузов.
Крайне бедно обеспечена школа техническими средствами обучения. Помимо общеизвестного дефицита спортивного инвентаря, снарядов, тренажеров, практически отсутствует выбор хороших наглядных пособий, аудиовизуальной техники, компьютеров.
Практически не используются в сфере физического воспитания школьников огромные познавательные возможности средств массовой информации.
Существующая оплата труда учителей физической культуры слабо дифференцирована и не поощряет высокое качество работы. Неоправданно низки ставки авторского гонорара за учебно-методическую литературу. Слаба полиграфическая база педагогических учреждений, не развита система малотиражных изданий.
Таким образом, анализ современной ситуации школьного физического воспитания показывает, что она носит кризисный характер. Излишняя централизация, типизация и унификация физического воспитания учащихся и многое другое не позволяют учителю физической культуры учесть их индивидуальные особенности, склонности, интересы, раскрыть свои возможности. Это ведет к разобщению учащихся и педагогов, создает предпосылки дегуманизации школьного физического воспитания.
Одним из реальных путей выведения школьного физического воспитания из кризиса является его концептуализация, позволяющая системно использовать имеющиеся уже предпосылки и возможности, учесть лучший отечественный и зарубежный опыт, определить наиболее эффективные способы дальнейшего развития. Особое значение при этом имеют методологические ориентиры и теоретико-методические предпосылки, позволяющие определить правильные задачи и этапы перестройки физического воспитания.
Новое в образовании:
Современное рабочее место преподавателя на примере кабинета физики
Пример организации рабочего места преподавателя физики в современной школе - полный комплекс ТСО - это качественно новая модель совокупности средств информационных технологий учебного назначения, сочетающих в себе воедино демонстрационные средства, средства индивидуальной работы учащихся и техничес ...
Перспективное планирование на уроках биологии
Особое значение для успешного преподавания биологии является планирование процесса обучения. Для этого преподаватель использует перспективные и календарно-тематические планы. В рамках данной курсовой работы мы попытаемся разработать такие планы на основе Рабочей программы по биологии по учебнику Н. ...
Анализ школьных программ и учебников по русскому
языку для начальной школы
Однородные члены предложения в начальной школе по разным системам изучаются в разных классах, так по системе Л.В. Занкова изучение происходит в 3 классе, а по программе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - в 4 классе. В 3 классе по программе А.В. Поляковой изучаются главные и второстепенные члены пред ...