Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.
Если в прошлом роль первого учителя детей нередко понимала узко как обучение школьников азам предметных знаний и простейшим учебным навыкам и умениям, то сегодня его функции расширились и стали сопоставимы с функциями учителя средней школы.
Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового. Функции профессиональной деятельности учителя младших школьников даже шире, чем у учителя-предметника, так как он всегда работает классным руководителем и преподает большее число разнопрофильных учебных дисциплин.
Перечисленные функции реализуются в структуре педагогической деятельности - в обучении, воспитании, общении, в самораскрытии личности учителя, его профессиональном росте. Эта структура должна быть психологически полной и целостной. Между тем число выделяемых в деятельности подструктур различно в разных научных подходах. Так, А.К. Маркова считает, что в ней имеется три звена: мотивационно-ориентировочное, исполнительское, контрольно-оценочное [8]. Согласно теории системогенеза профессиональной деятельности, разработанной В.Д. Шадриковым, в полной системе деятельности следует различать шесть подсистем (и подструктур): личностно-мотивационную, компонентно-целевую, программную, информационную, подсистему принятия решения и подсистему профессионально важных качеств - ПВК.
По результатам многих исследований и др. общую структуру ПВК учителя можно представить в таком виде:
ü Высокие нравственные и гражданские качества учителя как передового человека своего времени.
ü Педагогическая направленность личности как интегральное качество, включающее в свою подструктуру интерес и склонность к педагогическому труду, любовь к детям и ориентацию на развитие личности ученика.
ü Педагогическая подготовленность, или профессионально необходимые знания, навыки и умения, педагогическое мастерство.
ü Педагогические способности, в частности, дидактические, академические, перцептивные, организаторские, экспрессивно-речевые, коммуникативные, рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные), актерские (элементы), суггестивные, проективные, конструктивные, творческие и некоторые другие.
ü Педагогическое самосознание учителя как комплекс представлений о себе и своей профессии, самооценивание, определение собственных целей и перспектив.
ü Ряд общечеловеческих качеств, приобретающих в педагогической деятельности профессионально важное значение (терпеливость, выдержка, настойчивость, доброта, чуткость, отзывчивость, принципиальность и другие).
ü Индивидуальный стиль деятельности в его оптимальном для личности варианте, предполагающем наилучшее использование своих сильных сторон и компенсацию слабых.
Применительно к учителю начальных классов данная общая структура ПВК должна быть уточнена и специализирована. Однако ПВК учителя начальной школы до сих пор изучены недостаточно, а имеющиеся профессиограммы труда учителя младших классов неполны.
Тем не менее, первому учителю детей, необходимы следующие качества. Это:
Ø направленность на педагогическую работу именно с младшими школьниками;
Ø любовь к тем учебным предметам, которые преподаются в начальной школе;
Ø профессиональная подготовка, ориентированная на программу обучения в начальном звене;
Ø умение излагать учебный материал в простой, доступной для младших школьников форме;
Ø яркое образное мышление;
Ø знание возрастных и индивидуальных особенностей учеников начальных классов, возможностей и резервов их развития;
Ø умение общаться с маленькими школьниками, поддерживая их непосредственность и эмоциональность;
Ø эмпатия;
Ø педагогическая интуиция;
Ø педагогическая зоркость, наблюдательность;
Ø особая теплота и доброта, материнская ласка в отношении к ученикам;
Ø речевое чутье;
Ø склонность к игровым методам обучения и другие.
Новое в образовании:
Возможности внеклассной работы в формировании краеведческих знаний младших
школьников с ЗПР
Анализ данных, полученных в констатирующем эксперименте, подтвердил необходимость проведения систематической работы по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР. Цель обучающего эксперимента: разработать систему занятий по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР ...
Профессиограмма педагога дополнительного образования
Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения, направляет их на целесообразность решения педагогических задач. А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель достигает нужного результата, а др ...
Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Важнейшим условием полноц ...