Анализ образовательных программ по проблеме исследования

Страница 15

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, поэтому дошкольное образовательное учреждение можно рассматривать как часть этой системы. Являясь государственным институтом, дошкольное учреждение создается обществом для решения конкретных целей, отраженных в Законе Российской Федерации «Об образовании», и поэтому выполняет его социальный заказ, направленный развитие и образование грамотного, социально активного, умелого, трудолюбивого, интеллектуально зрелого человека. Так, одной из задач работы дошкольного образовательного учреждения является умственное воспитание подрастающего поколения.

Умственное воспитание предполагает формирование у дошкольников познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Следует помнить, что умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление и речь, воображение) - составная часть любой человеческой деятельности, они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Согласно положениям Л.С. Выготского, существует тесная взаимосвязь , взаимообусловленность двух процессов: мышления и речи. Отсюда следует, что уровень развития мыслительных процессов напрямую зависит от уровня речевого развития, и поэтому развитие познавательной деятельности должно быть неотрывно связано с речевым развитием, а так как слово выполняет не только номинативную функцию, то чем обширнее словарь дошкольника, тем он успешнее будет в учении, тем у него становится выше уровень обучаемости.

Так, в период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин ДБ подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

В свою очередь, методологическо-теоретические основы дидактической игры, ее роль, место в системе педагогического воздействия рассмотрены известными педагогами прошлого и настоящего. Над проблемой использования дидактической игры как средства формирования и развития познавательной активности работали Тихеева Е.И., Леонтьев АН, Эльконин Д.Б., Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М.,.Веракса Н.Е., Смирнова Е.О., Бондаренко А.К., Михаленко-Короткова Н.С. и др. Каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики дидактической игры, каждый из них рекомендовал её использование для достижения разных целей, для решения разных дидактических задач, но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено её явное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника, в целом.

В настоящей курсовой работе рассмотрена проблема использования дидактической игры как способа руководства познавательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста с этой целью осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, сформулирована гипотеза исследования, сделан отбор диагностического инструментария, проведен анализ речевого развития старших дошкольников (экспериментальная группа), осуществлен отбор содержания дидактических игр с целью простроения системы работы по применению дидактических игр как способа руководства познавательным развитием дошкольника, проведен собственно формирующий эксперимент и получены результаты, которые смогли подтвердить выдвинутую гипотезу исследования. Также, согласно задачам данной курсовой работы, была самостоятельно разработана дидактическая игра, в соответствии с рекомендациями Н.С. Михайленко, Н.А. Коротковой; разработаны методические рекомендации по использованию дидактической игры, для развития познавательной деятельности старших дошкольников.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16

Новое в образовании:

Сущность педагоических инноваций
Педагогические инновации (другими словами нововведения) определяются в педагогической науке с нескольких точек зрения. Во-первых, под педагогической инновацией понимается целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (определённые новшества), которые улучшают хара ...

Коммуникативная компетентность как объект психологического исследования
Вне всякого сомнения, коммуникативная компетентность – одна из ведущих характеристик личности. Являясь составной частью общей социальной компетентности, она представляет собой многоплановую способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Содержание этого понятия разл ...

Исследование коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Потребностно-мотивационная основа деятельности общения - это база способствующая развитию КФР. Именно коммуникативные задачи, встающие перед детьми, стимулируют развитие соответствующих речевых средств общения. Следовательно, для развития речи ребенка недостаточно просто предлагать ему различный яз ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru