синтаксис и лексика (например, возможностьили невозможность сочетания слов в зависимости от значений слов).
При систематизации знаний о связях языковых единиц в процессе изучения темы «Общие сведения о языке» учащиеся выполняют упражнения следующих видов:
1) составление таблиц, отражающих связи единиц языка и их функций, разделов науки о языке и единиц языка, изучаемых в этих разделах;
2) установление зависимости словообразования, формообразования и сочетаемости слов от лексического значения слова; 3) нахождение и исправление в детских работах ошибок, нарушающих нормы.
Место русского языка среди других языков мира и его функции.
Знания об этом имеют огромное значение не только для формирования лингвистического мировоззрения, но и для воспитания у учащихся, во-первых, уважения к другим языкам и народам – носителям этих языков; во-вторых, представления о равенстве всех языков при известном различии в уровне развития.
Знание о месте русского языка среди других языков и о его функциях сложится у учащихся из следующих сведений: русский язык - один из двух с половиной тысяч языков мира; русский язык - один из славянских языков мира и один из славянских языков нашей Родины; русский язык в современном мире выполняет три функции: язык русского народа, государственный язык РФ, используемый как средство межнационального общения народов, населяющих Россию, и один из семи официальных рабочих языков ООН.
Эти сведения частично сообщаются на первых уроках в V-IX классах, а также в IX классе при изучении темы «Общие сведения о языке». В VI классе в рассказе учителя сообщается о родственных и неродственных языках, о группе славянских языков и о месте русского языка среди них, о других группах языков нашей страны (тюркских, алтайских, финно-угорских и др.). В VIII классе излагаются сведения о русском языке среди языков народов России, роли русского языка как государственного языка РФ, используемого как средство межнационального общения народов нашей страны. В IX классе добавляются сведения о международном значении русского языка.
Сведения о русском языке, сообщаемые на первых уроках в каждом классе, необходимо время от времени повторять в течение всего учебного года, например на уроках повторения в конце четверти, в конце учебного года, ставя соответствующие вопросы:
в V классе – «Каково назначение языка в жизни людей?»;
в VI классе – «Кого обслуживает в качестве средства общения русский язык?»;
в VII классе – «В группу каких языков входит русский язык?»;
в VIII классе – «Какую роль выполняет русский язык на территории РФ?»;
в IX классе – «Какую функцию выполняет русский язык в современном мире?»
Таким образом, у учащихся постепенно накопится материал для урока повторения в IX классе на тему о месте русского языка в современном мире.
Закрепляются полученные знания при выполнении упражнений следующих видов: 1) анализ высказываний писателей, ученых, общественных деятелей о роли русского языка в жизни общества; 2) анализ высказываний зарубежных писателей, ученых, общественных деятелей о международной роли русского языка; 3) связные высказывания учащихся о функциях русского языка.
Национальный язык и его части. В русском языке, как и в любом развитом национальном языке, вычленяются три основные разновидности (или части): диалекты, городское просторечие и литературный язык. Литературный язык как высшая форма национального языка изучается в школе, ему обучаются школьники.
О месте литературного языка среди других частей национального языка учащиеся должны знать, чтобы сознательно овладевать его нормами и правилами пользования.
Ознакомление с разновидностями русского национального языка происходит постепенно. Учащиеся исподволь накапливают необходимые знания. Так, в V-VIII классах мы говорим о нормах литературного языка. Начиная с V класса в связи с изучением темы «Лексика и фразеология» учащиеся оперируют понятием диалектное слово. Одновременно, знакомя детей с нормами литературного языка, целесообразно ввести понятие просторечное слово.
Полностью понятие о национальном языке формируется в IX классе при изучении темы «Общие сведения о языке».
На специальном уроке излагаются следующие сведения:
у каждого народа есть свой национальный язык;
народы разных стран может обслуживать один язык (например, английский является государственным в Англии и официальным в США, в Австралии; немецкий - государственный язык в Германии и в Австрии; арабский - в Сирии, Ливане, Алжире, Египте и др.);
Новое в образовании:
Профессиограмма и психограмма
Качество преподавательской деятельности в ВУЗе зависит от шести факторов: Статус ВУЗа как научного и учебного центра, Готовность ВУЗа к саморазвитию, Сплоченность педагогического коллектива на основе современных концепций образования, Педагогический потенциал лиц, входящих в данный ВУЗ, Владение пр ...
Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников
Общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа. Младший дошкольный возраст В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за друг ...
Обучение и игра
Игра, которая по меткому выражению известного психолога Д. Эльконина, раньше оставалась за порогом школы, наконец, прорвалась в школьную дверь и меняет детские игры? Дмитрий Кавтарадзе говорит о том, что – Homo Ludens – Человек играющий – может и должен жить в каждом из нас, помогая находить себя в ...