При формировании личности подростков, имеющих отклонения в психическом развитии, в частности детей с интеллектуальным нарушением, воспитательное значение общения как системы резко возрастает. От взаимоотношений таких детей со сверстниками зависит адекватность их взаимодействия с социальной средой, успешность их социализации. Кроме того, в процессе роста и развития эти отношения претерпевают определенные изменения, связанные не только с физическими и психическими изменениями самого ребенка, но и с процессом взаимодействия со сверстниками.
Анализ влияния ролевой игры на развитие коммуникативной компетентности подростков с сохранным интеллектом и интеллектуальным нарушением показал, что для адекватного понимания динамики личностных изменений подростка и постановки целей психокоррекционой работы, необходимо, с одной стороны познание мира субъективных переживаний и оценок подростка его субъективной интерпретации окружения, а с другой стороны иметь представления о способах педагогического и психологического воздействия на него.
Для решения поставленных в исследовании задач по изучению отношений подростков с интеллектуальным нарушением, к сверстникам и окружающей социальной среде, выявлению адекватности ими восприятия конфликтных ситуаций, способах поведения, общения был использован комплекс ролевых игр, представленных Н. Козловым, отвечающий задачам нашего исследования. Для изучения уровня коммуникативной компетентности использовались тесты-опросники Снайдера и Ряховского.
На основе полученных результатов можно констатировать, что подростки с интеллектуальным нарушением, участвуя во взаимоотношениях со сверстниками, не всегда адекватно оценивают создавшуюся конфликтную ситуацию и нередко негативно оценивают себя и окружающих, неверно выбирают тактику поведения, не могут правильно высказать мысли, не умеют слушать других, что полностью согласовывается с данными в литературе.
Таким образом, при исследовании уровня коммуникативной компетентности учащихся с нарушенным интеллектом до проведения ролевых игр, большая их часть имели низкие показатели. Но после проведения эксперимента показатели значительно улучшились.
Полученные результаты дают возможность констатировать, что у подростков с интеллектуальным нарушением, нарушается система адекватного восприятия себя и окружающих, наблюдалось ярко выраженное эмоциональное отвержение. Данный факт нашел свое подтверждение в литературе.
Взаимоотношения подростка с нарушенным интеллектом со сверстниками оказывают влияние, имеют определенные особенности, накладывают определенный отпечаток на развитие его коммуникативной компетентности.
В ходе исследования мы убедились в том, что чем выше уровень общительности и самоконтроля, тем благоприятнее складываются отношения в среде сверстников. Данные, полученные нами при исследовании подростков с интеллектуальным нарушением, свидетельствует о том, что они в большей или в меньшей степени испытывают трудности в общении. В характеристике эмоциональных переживаний отмечаются такие личностные качества как: агрессия, чувство тревоги, враждебность, угрозы и упреки, попытка изоляции от социальной среды, сниженная способность вступать в значимые взаимоотношения со сверстниками.
Основной нашей задачей являлось развитие коммуникативной компетентности, посредством создания условий для полноценных контактов в группе, перестройка форм эмоционального реагирования, изменение стереотипных позиций. Для осуществления этой задачи использовались такие психотехнические средства как организация общения, совместная деятельность, практическая реализация новых отношений в группе. Были определены некоторые направления коррекционной работы.
В ходе проведенного экспериментального исследования была подтверждена гипотеза о том, что ролевая игра напрямую связана с развитием коммуникативной компетентности у учащихся с нарушенным интеллектом.
Новое в образовании:
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся учреждений профессионального
образования
Основные результаты профессионально-личностного развития выпускника учреждения профессионального образования определяются знаниями, умениями и социальной активностью личности обучающегося (студента), которые должны быть переданы ему в процессе обучения, что достигается не только за счет освоения ба ...
Анализ школьных программ и учебников по русскому
языку для начальной школы
Однородные члены предложения в начальной школе по разным системам изучаются в разных классах, так по системе Л.В. Занкова изучение происходит в 3 классе, а по программе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - в 4 классе. В 3 классе по программе А.В. Поляковой изучаются главные и второстепенные члены пред ...
Страны Азии в период колониализма
Страны Азии в прошлом в большинстве своём колонии и полуколонии империалистических держав или зависимые от них страны, которые пользуются политическим суверенитетом, но, входя в орбиту мирового капиталистического хозяйства, остаются в той или иной степени неравноправными "партнёрами" высо ...