Виды деятельности дошкольника

Страница 2

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.

В период дошкольного возраста развиваются различные виды продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного результата, продукта - рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности способствует тому, что ребенок овладевает новыми навыками и умениями, а главное, учится представлять то, что он хочет сделать.

Особое внимание психологов и педагогов привлекает детский рисунок. Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Если для взрослого главное - получить результат, т. е. изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением и в это время много говорят и жестикулируют, а потом часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали.

Другим видом продуктивной деятельности дошкольника является конструирование - целенаправленный процесс создания определенного результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Конструктивная деятельность имеет свои способы и приемы, т. е. особые операционально-технические средства. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства.

Помимо игровой и продуктивной деятельности, в дошкольном возрасте формируются отдельные предпосылки учебной деятельности ребенка. И хотя в своем развитом виде эта деятельность складывается лишь за пределами дошкольного возраста, отдельные ее элементы возникают уже сейчас. Основная особенность учебной деятельности состоит в том, что она предполагает не получение внешнего результата, а целенаправленное изменение самой личности, приобретающей новые знания и навыки. Ребенок учится с первых месяцев своей жизни - учится обращаться с предметами, ходить, говорить и др., но в раннем возрасте он учится как бы по своей собственной программе, которая субъективно еще не существует для него как учебная. В школьном возрасте он уже способен учиться по программе взрослых - педагогов и воспитателей. Дошкольный возраст в этом отношении занимает промежуточное положение. Ребенок в этот период может учиться по определенной программе, но лишь в той мере, в какой она является его собственной программой, т. е. если она близка и понятна ему. В дошкольном возрасте становится возможным (и широко практикуется в нашей стране) целенаправленное обучение детей на занятиях, но оно бывает эффективным лишь в том случае, если отвечает интересам и потребностям самих детей. Один из наиболее распространенных методов включения учебного материала в интересы детей - это использование игры (в частности, дидактической) как средства обучения дошкольников.

Соотношение игровой и учебной деятельности детей - большая самостоятельная проблема дошкольной педагогики. Этим вопросам посвящено немало исследований. Данная проблема находит своеобразное решение в каждой образовательной системе.

Рассмотренные виды деятельности характерны именно для детей дошкольного возраста, когда наиболее эффективно происходит развитие ребенка и складываются главные возрастные новообразования. Поэтому организация и создание условий для развития этих видов деятельности — важнейшая задача дошкольной педагогики.

Страницы: 1 2 

Новое в образовании:

Анализ учебников
При рассмотрении этой главы мы будем использовать материалы следующих учебников по алгебре 7-9: Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и другие; Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова и другие; А. Г. Мордкович; С. М. Никольский, М. К. Потапов и другие; К. С. Муравин, Г. К. Муравин. Анали ...

Психолого-педагогическое обоснование использования ресурсов
В настоящее время многие школы оснащены компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронн ...

Этапы мыслительной деятельности и признаки ее развития
Не смотря на многообразие конкретных мыслительных задач, любую из них можно рассматривать как процесс поэтапного движения к ее разрешению. В конкретных случаях отдельные этапы мыслительного действия могут отсутствовать или перекрывать один другой, но в основном эта структура сохраняется. Психология ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru